На прошлой неделе состоялось ежегодное собрание членов Национальной ассоциации участников сетевой торговли (НАСТ). На конференции особое внимание уделялось обсуждению ФЗ-54 и рынку аренды. Итогом ежегодного собрания стала презентация BTS от НАСТ, составленного коллективным трудом юристов от различных компаний.
Деловая программа встречи включала в себя следующие дискуссионные панели:
o «Онлайн-фискализация или новые возможности для бизнеса по эффективности бизнес-процессов»;
o «Рынок аренды»;
o Презентация BTS (преддоговор) от НАСТ и типовой договор аренды для ритейлеров.
На конференции особое внимание уделялось обсуждению ФЗ-54, который обязывает ретейлеров перейти на новую систему онлайн-фискализации. НАСТ активно участвует в обсуждениях проблем, связанных с реализацией 54-ФЗ, выступая медиатором между налоговой службой, поставщиками касс и представителями розницы.
Ассоциация проанализировала пользу для ретейлеров от перехода на новые ККТ и озвучила следующее видение:
o Обеление рынка, уход недобросовестных конкурентов, создание единых условий для всех
o Понятное взаимодействие с ФНС
o Быстрая онлайн-регистрация, перерегистрация касс
o Выгрузка данных из ОФД для арендаторов
o Отказ от печати в салонах отчетных форм КМ1 - КМ9
o Возможность оперативного контроля за работой касс (при наличии мобильного приложения у ОФД)
o Отказ от бумажных чеков в перспективе
o Получения укрупненной аналитики от ОФД в перспективе
o Выгрузка чеков из ОФД за любой период (по договорам аренды арендатор обязан по запросу арендодателя предоставлять копии кассовых документов)
· НАСТ работает над возможностью упрощения оформления возвратов в салонах (возможность не формировать РКО на каждый случай возврата денежных средств покупателю).
В рамках конференции были затронуты вопросы новых возможностей, которые открываются для бизнеса.
Затрагивая текущую ситуацию с переходом на онлайн-кассы, Алексей Краснопольский, директор по продукту компании «Первый ОФД», напомнил, что, согласно ФЗ-54, ретейлеры должны перейти на ККТ нового образца. Они, в свою очередь, в режиме онлайн передают через операторов фискальных данных всю информацию о покупке в ФНС. Через операторов фискальных данных проходят огромные объемы информации и они, как того требует закон, передаются в налоговую службу. Однако, как заметил Алексей Краснопольский, с этими данными можно и нужно работать, не нарушая при этом чьих-то прав и не передавая их третьим лицам. «Просто данные о продажах могут быть не так интересны, как данные, сопоставимые с информацией о клиентах. Так бизнес может понять, кто его покупатель», - подчеркнул спикер, добавив, что такая информация очень полезна для таргетированной рекламы.
Сергей Саркисов, вице-президент ГК «Новард», в рамках своего выступления напомнил, что данные – это не панацея. Как отметил Саркисов, у розничных компаний всегда были данные, за исключением инструментария работы с ними, который является частью стратегии коммуникации с клиентом. «Обладая такими данными, мы должны взглянуть на ситуацию глазами клиента и определить тональность общения с ним, при этом не нарушая его личное пространство», - заметил Саркисов. Он также подчеркнул, что даже самый большой объем данных еще ничего не говорит о реальных потребностях клиента.
Артем Соколов, исполнительный директор АКИТ, обратил внимание, что в интернете ФЗ-54 работает по-другому: в качестве альтернативы используются облачные решения, которые предусматривают аренду интернет-магазином кассового аппарата, покупку фискального накопителя, интеграцию в сервис и использование соответствующего канала передачи данных. Но бизнес столкнулся с проблемой: в российском законодательстве на данный момент не предусмотрено использование облачных решений, и теперь онлайн-ретейлеры ждут разъяснений от властей. Тем не менее, как подчеркнул спикер, данное решение может в будущем применяться и в офлайн-секторе, когда можно будет по желанию клиента не выдавать бумажный чек, а просто отправлять его на электронную почту.
Модератор сессии Тихон Смыков, генеральный директор Inventive Retail Group, резюмировал, что ретейлеры оказались под неким давлением из-за спешки при установке онлайн-касс. По его мнению, из-за этого бизнес упускает один очень важный момент: государством фактически создается идентификационное пространство, где выявляются данные о покупках в привязке к данным о лицах, которые их совершают. «Мы сможем, в конечном счете, оперировать данными в разрезе фактически реализуемых покупок, это колоссальный шаг в эффективности коммуникации с клиентами», - подытожил Смыков.
Рынок аренды
На дискуссии «Рынок аренды» собрались интересные эксперты, представляющие все стороны – девелопер, ретейлер, государство, консалтинг.
Дискуссию о рынке аренды открыл Евгений Бутман, основатель и председатель совета директоров ГК ideas4retail, предоставив слово Рубену Арутюняну, президенту «Хендерсон-Россия», который напомнил о продолжающемся с 2014 года падении рынка розничной торговли. «Что произошло за эти три года? Драматическая девальвация российской валюты в два раза привела к снижению покупательской способности населения и снижению проходимости в ТЦ. Мы видим, что покупатель ищет товары со скидкой, он больше не хочет приобретать что-либо по первым ценам. Из-за этого у нас падает маржа. Это совпало по времени с открытием новых ТЦ в формате аутлетов, где идет активный рост продаж и трафика покупателей. Но в целом, мы понимаем, что мы там не очень зарабатываем. Как нам с этим жить?», - отметил Арутюнян в своем выступлении. В этих условиях ретейлеры рассматривают новые взвешенные условия сотрудничества с арендодателями, которые позволят и ретейлерам и арендодателям не быть убыточными. Как заметил Борис Кац, директор по развитию компании «Леонардо», продажи во многих секторах уходят в интернет и это начинает значительно давить на выручку розничных магазинов. Количество торговых центров продолжает расти и предложение торговых площадей также растет за счет ввода новых ТЦ, развития стрит-ретейла, реконцепции старых торговых центров. «Несколько лет назад ставки аренды были неприемлемыми для ретейлеров и сейчас идет тенденция к их снижению, однако на это идут не все арендодатели, но в целом по рынку процесс, несомненно, идёт» - подчеркнул он.
Олег Войцеховский, управляющий директор Российского Совета Торговых Центров, напомнил, что во время кризиса 2008 года ретейлеры написали коллективное письмо, в котором попросили владельцев ТЦ на треть снизить ставки аренды, на что владельцы площадей пойти не могли. Тогда прошло собрание, итогом которого стало решение договариваться с каждым арендатором о денежных или иных условиях индивидуально. «Сейчас, по истечении времени, мы видим, что нужно выходить на новый уровень отношений», - подчеркнул спикер. Он добавил, что было предложено весьма интересное решение – подписать соглашение о том, как участники рынка будут двигаться вперед шаг за шагом. Девелоперы положительно отнеслись к данной идее, отметив, что надо согласовать схему взаимодействия в общем, а потом согласовать конкретные вопросы – общий арендный договор, раскрытие информации и последующие шаги, вытекающие из результатов реализации предыдущих этапов. Подписать соглашение Олег Войцеховский предложил на международной выставке REX (проект соглашения находится на согласовании).
На встрече также присутствовал Сергей Лобанов, заместитель директора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Он рассказал, что на рынке сейчас идет переток рыночной силы, когда «ретейлеры не то, чтобы диктуют свои правила, но оказались услышаны». Также Лобанов отметил положительную динамику в работе Министерства с бизнесом.
Статические данные представил Александр Обуховский, директор департамента торговой недвижимости Knight Frank, который отметил, что за последние 14 лет график ввода ТЦ был практически сопоставим с графиком цен на нефть. Так, в 2008 году наблюдался пик предложения, когда был зафиксирован высокий уровень цен на нефть, в 2009-м достраивались те ТЦ, которые не успели сдать ранее. Потом начался спад в экономике, пик кризиса пришелся на 2014-й. Дальше все девелоперы вновь взялись за стройку, оказавшись заложниками потребительской ситуации на рынке. Аналитики ожидают, что к концу года объемы ввода новых ТЦ составят около 400 тыс. кв. м – это одна из самых низких цифр за последние несколько лет. «Не лучше ситуация и в США, где рынок ТЦ буквально умер: Торговые центры и розничные торговые операторы банкротятся каждый месяц» - отметил Обуховский. «Торговые центры умирают, но возрождается стрит-ретейл, фэшн-торговля умирает, но появляются разнообразные лайфстайл-концепции. Всё более возрастает роль туристов в торговле. Москву это тоже ждет. Есть разные теории, но столица становится все более популярным местом для туристов, растет роль стрит-ретейла», - подытожил свое выступление Александр Обуховский.
Однако Евгений Бутман не согласился с этим тезисом и поставил под вопрос светлое будущее стрит-ретейла в России, заметив, что, торговые центры для ретейлеров в настоящее время являются «убежищем от бурей и невзгод». К примеру, «в Москве еще никогда не наблюдалось такой нелюбви к ретейлерам со стороны властей, как сейчас» - подчеркнул Бутман. «Бизнесменам сложно открывать торговую точку, которая в скором времени может закрыться на несколько месяцев из-за очередных строек».
Сергей Саркисов отметил, что очень важно, чтобы каждый торговый центр в качестве стандарта работы с арендаторами делал рейтинг арендаторов по общей выручке, по выручке с квадратного метра, а также категорийный рейтинг по типам арендаторов.
Как было уже отмечено, НАСТ уделяет много времени работе по улучшению условий ведения бизнеса в рамках арендных отношений. В НАСТ существует постоянно действующая рабочая группа и результаты работы группы были представлены Василием Глазовым и независимым юристом Евгенией Булавицкой.
BTS от НАСТ и типовой договор аренды для ретейлеров
Итогом ежегодного собрания стала презентация BTS от НАСТ (business terms sheet - предварительно согласованные коммерческие условия, подписанные перед заключением договора аренды), составленная коллективным трудом юристов от различных компаний. Рабочую группу представил Василий Глазов, директор юридического департамента ГК «Хендерсон-Россия», который рассказал, что составленный договор они назвали iBTS – идеальный BTS. Глазов подчеркнул, что в договоре максимально учитываются интересы ретейлеров в балансе с интересом арендодателей. «Он представляет собой перечень условий протекционной направленности. Основная идея проекта – предоставить участникам рынка юридическую дорожную карту для успешного ведения переговоров с ТЦ и для защиты интересов ритейлеров» - отметил Глазов.
Борис Кац анонсировал, что одновременно с разработкой BTS, работала вторая рабочая группа, возглавляемая независимым юристом Евгенией Булавицкой, которая подготовила сам договор аренды, и он теперь доступен для всего рынка. Большое внимание в договоре уделено не только юридическим вопросам, а практическим аспектам, таким как взаимодействие арендаторов и торговых центров в вопросах маркетинга, работы с монопольными компаниями, предоставляющими услуги в торговом центре и многим другим вопросам практического взаимодействия ретейлеров с арендодателями.
Рейтинг |