Язык музыканта – ноты, язык поэта – слова, а язык предпринимателя – это цифры! Но большинство малых розничных магазинов в России не считают показатели эффективности, единственный показатель, который берется в расчет владельцами и управляющими – это выручка. В лучшем случае еще оцениваются продажи в единицах. О том, из чего складывается формула успеха розничного магазина, рассказывает бизнес-тренер и консультант Мария Герасименко.
генеральный директор компании Fashion Advisers и первой онлайн-школы для fashion-бизнеса Fashion Advisers School, эксперт в области управления и развития бизнеса, бизнес-тренер. Опыт управления fashion-бизнесом - более 12 лет. Успешно защитила 2 диссертации MBA (МВШБ «Мирби», Россия, Москва, 2013 г.) и London Metropolitan University (Великобритания, Лондон, 2017 г.)
Основные направления деятельности: стратегическое и антикризисное управление обувным бизнесом, управление ассортиментной матрицей, разработка программ мотивации, проведение тренингов в области управления, сервиса и продаж. Среди клиентов: «Юничел», Tamaris, s’Oliver, «Котофей», Rieker, Sinta Gamma, Helly Hansen, Rusocks и другие.
Уже несколько лет мы вынуждены вести бизнес в условиях нестабильного рынка. Иными словами, курс валют постоянно меняется, и не в пользу рубля, в результате растет закупочная стоимость, растет розничная цена... По этой причине может казаться, что выручка растет и бизнес чувствует себя неплохо. Однако, странное ощущение нехватки средств, как правило, не покидает таких предпринимателей.
Считая продажи только в единицах, можно наступить на другие грабли: «продажи упали», «людей нет», «неудачный период» и все плохо.
Есть еще другие показатели эффективности, которые расскажут правду о вашем бизнесе: конверсия и средний чек. Они не новы, многие магазины уже несколько десятилетий применяют данный инструмент. Пора и вам взять их на вооружение и использовать в своей работе.
Порядка 10% от трафика ТЦ пройдет мимо вашего магазина (исключение составляют магазины, расположенные на первом этаже или у входа в ТЦ). Около 1-2% от трафика ТЦ зайдут в ваш магазин (это и будет трафик вашего магазина).
От чего зависит трафик магазина?
Средняя конверсия магазина, расположенного в ТЦ, должна быть не ниже 10%. Нельзя считать конверсию в отрыве от комплексности чека.
$$\text{Конверсия} = {\text{Кол-во покупателей} \over \text{Кол-во посетителей}}*100\%$$
От чего зависит конверсия магазина?
Средняя комплексность чека магазина должна быть не ниже 1,8 ед/чел. Нельзя считать комплексность чека в отрыве от конверсии.
$$\text{КЧ} = {\text{Кол-во покупок} \over \text{Кол-во покупателей}}$$
От чего зависит комплексность чека?
Как увеличить комплексность чека?
Вы нашли идеальный ТЦ для своего магазина. Там есть прекрасное место, и в своих мечтах уже представляете, как делаете ремонт, закупаете оборудование, а продавцы только и успевают выбивать чеки и упаковывать покупки…
СТОП!
$$\text{Выручка min} = {\text{Аренда*4}$$
Пример:
4 000 000р: 4000р = 1000 ед. – должны продать в месяц, чтобы понять, насколько возможно «прокачивать» минимальный объем продаж, нам важно знать, какой в торговом центре трафик. Например, торговый центр утверждает, что его трафик 1 710 000 чел/мес. Смело снижаем его на 30% (торговые центры часто завышают данные) и высчитываем потенциальный трафик вашего магазина:
$$\text{(Официальный трафик ТЦ - 30\%)*1\%} = {\text{Трафик магазина}$$
Пример:
Официальная посещаемость ТРЦ составляет 1 710 000 чел/мес.
Таким образом, 2155*4000р = 8 620 000р – потенциальная выручка магазина в месяц.
4 000 000р < 8 620 000р
Это непросто! Однако есть некоторые критерии, которых рекомендую придерживаться:
Теперь мы переходим к самому наболевшему пункту у большинства ретейлеров - ПЕРСОНАЛ! Наверняка вы хотите, чтобы вам было из кого выбирать, а не нанимать сотрудника только потому, что «другие еще хуже»? Тогда посмотрите на свою вакансию. Она похожа на эту?
(вакансия известного обувного бренда, взятая из открытого источника avito.ru. Орфография и пунктуация сохранены):
«На постоянную работу в сетевой магазин обуви требуется продавец-консультант. Мы предлагаем:
Эту вакансию можно понять буквально: нам не важно, кто вы и чего хотите. Вы – как все, и мы – как все. Приходите на обычную работу обычным продавцом. Эта вакансия наполняет еще не устроившихся на работу продавцов печалью…
Попробуем другой вариант:
«Вакансия: Фея по продажам
Мода - ваша страсть? Вы общительны, улыбчивы и жизнерадостны? При фразе «новые туфли» Ваше сердце бьется чаще? Вы горите желанием делать людей счастливыми и зарабатывать на этом деньги?
Тогда скорее берите телефон и звоните нам! Именно таких сотрудников мы ищем!
Мы обучим вас стилистике, продажам и мерчандайзингу (развеска и выкладка товара).
Эта вакансия - реальный шанс начать свою карьеру в прекрасной и манящей своими перспективами индустрии моды.
Что предстоит делать:
Какими качествами должна обладать наша Фея по продажам?
А теперь представьте себя на месте продавца-соискателя. Какая вакансия привлекает вас больше? Если продавец - синий чулок и ищет «просто работу продавцом», он не позвонит вам. Вам позвонят те, которые коммуникабельны, легки на подъем и умеют видеть необычное в обычном. Таким образом, вы сэкономите время и будете выбирать из тех кандидатов, которые вам изначально подходят.
1. Потенциальный сотрудник должен быть компетентным и уверенным в себе. Уверенные в себе люди всегда будут превосходить тех, кто сомневается в своем потенциале. Их приметы:
2. Он должен быть настроен позитивно. Во время интервью можно довольно быстро определить, как настроен кандидат. Смотрит ли он на жизнь как на стакан, который наполовину пуст или наполовину полон? Тучи для него закрывают солнце или солнце выглядывает из-за туч?
3. Он должен с энтузиазмом слушать, учиться и расти. Для того, чтобы стать лучшими! Вы делаете одну попытку, пять, десять и только в двух случаях из десяти получите хоть какой-то отклик. Это может обескураживать. Но вам нужны люди, у которых достаточно энтузиазма, чтобы продолжать учиться новому и адаптироваться, несмотря на неудачи и поражения.
4. Порядочность. Это главное. Это даже не принцип, а ключевой элемент, который пронизывает остальные и без которого все вышеперечисленное не имеет смысла. Кандидат пришел на собеседование вовремя? Предупредил о своем опоздании заранее? Или, опоздав на полчаса, по-прежнему рассчитывает получить должность?
В этой статье мы не будем затрагивать тему материальной (денежной) мотивации. А вот о нематериальной немного расскажем. Работа продавца невероятно скучна. Изо дня в день с 10.00 до 22.00… Одно и то же. Покупатели – не знают, чего хотят, без денег или вообще «людей нет». Разнообразьте эти серые будни! И вы увидите, как позитивный настрой продавцов увеличит продажи до 30%!
Инструменты нематериальной мотивации:
Что делать:
Другими словами: если продавец обслуживает покупателей так, как его учили на тренинге – похвалите! Если при вас он сделал крупную или необычную продажу – хвалите! Если низкий сезон и продаж нет – порадуйте маленьким сюрпризом: угостите черешней, шоколадом, пломбиром, поддержите морально! Возьмите за правило поздравлять сотрудников с днем рождения.
Пожалуйста оцените статью |