Как провести эффективную стратегическую сессию для обувного бизнеса?
09.01.2025 173

Как провести эффективную стратегическую сессию для обувного бизнеса?

Каждый собственник бизнеса представляет безоблачное будущее своей компании примерно так: высокая прибыль, идеальные сотрудники, лояльные клиенты, кусающие локти конкуренты и благоприятные именно для его компании условия рынка. Хотите приблизиться к своим мечтам? Превращайте их в цели, уверена эксперт в области управления и развития fashion-бизнеса, постоянный автор SR Мария Герасименко. А достижение любых целей требует выработки стратегии. Сегодня важно понимать, что стратегия жизненно необходима любому бизнесу - от микропредприятий до крупных холдингов.

Мария Герасименко Мария Герасименко -

генеральный директор компании Fashion Advisers и первой онлайн-школы для fashion-бизнеса Fashion Advisers School, эксперт в области управления и развития бизнеса, бизнес-тренер. Опыт управления fashion-бизнесом - более 12 лет. Успешно защитила 2 диссертации MBA (МВШБ «Мирби», Россия, Москва, 2013  г.) и London Metropolitan University (Великобритания, Лондон, 2017 г.)

Основные направления деятельности: стратегическое и антикризисное управление обувным бизнесом, управление ассортиментной матрицей, разработка программ мотивации, проведение тренингов в области управления, сервиса и продаж. Среди клиентов: «Юничел», Tamaris, s’Oliver, «Котофей», Rieker, Sinta Gamma, Helly Hansen, Rusocks и другие.

Цель отличается от мечты измеримостью и ограниченностью во времени. Для достижения цели вам потребуется стратегия.

Именно стратегия отвечает на главный вопрос: «Как, к какому сроку и за счет чего мы достигнем цели?»

Важно понимать, что стратегия жизненно необходима любому бизнесу: от микропредприятий до крупных холдингов.
Стратегия - план перспективного развития бизнеса с горизонтом планирования 3-5 лет, который должен привести компанию к значимому успеху, то есть к ее качественно новому состоянию относительно ее роли и места в расстановке сил на рынке в настоящее время.

Менее известные определения стратегии:

1. Дерзкая и амбициозная сверхзадача с рубежом 3-5 лет.
2. Рывок, который компания намерена (или вынуждена) совершить, чтобы перевести бизнес на качественно новый уровень.
3. Способ решения существующей проблемы компании или надвигающейся, но еще не идентифицируемой фирмой.
4. Способ преумножения капитала собственников или обеспечения его стабилизации и сохранности.
5. Стратегия — это три компонента: куда идем, куда не идем, что прекращаем делать (это часто самое сложное). Проверьте вашу стратегию на тривиальность - можно ли сделать альтернативу через «не», например: «Наша компания должна предоставлять лучший сервис – это не стратегия, у нас нет альтернативы». Для стратегии более правильная формулировка: «Наша компания не может не предоставлять лучший сервис, чтобы достичь поставленной цели».

Стратегия включает в себя:

  • Пункт А: анализ показателей эффективности текущего состояния бизнеса.
  • Пункт Б: измеримая цель или состояние, к которому стремится компания.
  • Ресурсы, сроки, пути и способы перехода компании в желаемое новое состояние.

Главный показатель эффективности стратегии – это стоимость компании.

Почему данный показатель так важен, даже при условии, что бизнес никто не собирается продавать. Причины следующие:

  • Собственник вложил деньги и хочет знать, как они работают (приносят ли ожидаемую прибыль).
  • Собственник хочет, чтобы его рассматривали как надежного и долгосрочного партнера.
  • Собственник не хочет проиграть конкуренцию за привлечение капиталов на быстро растущем рынке.
  • Собственник, чтобы не упустить достойных менеджеров, хочет использовать опционы.

Как рассчитать стоимость бизнеса?

Есть разные схемы расчета стоимости бизнеса. Расскажу о методе, который больше других подходит для оценки эффективности управления бизнесом. Это метод прямой капитализации, с учетом темпов роста компании. При позитивном росте прибыль, как и стоимость компании, будет расти, при негативном – снижаться.

Стоимость бизнеса = Доходы компании / Ставка капитализации

В данной формуле в качестве дохода компании может выступать чистая годовая прибыль компании.
Ставка капитализации рассчитывается следующим образом:
Ставка капитализации = Ставка дисконтирования – Прогнозируемые темпы роста доходов

Ставка дисконтирования – это инструмент для прогнозирования, позволяющий оценить доходность будущих инвестиций, и состоит из 3 элементов:

  • Безрисковая ставка - процентные ставки инструментов с минимальным уровнем риска: ставки по облигациям, депозитам системообразующих банков, либо ключевая ставка ЦБ. На момент написания статьи (18 июня 2024 г.) она составляла 16%.
  • Инфляция. В июне по официальным данным ЦБ РФ она составляла 7,4%.
  • Премии за риск - это надбавки к уровню безрисковых ставок. Это могут быть такие факторы, как надбавка за страновой риск, отраслевой риск и индивидуальный риск.

Помимо стоимости бизнеса, у стратегии могут быть и другие измеримые показатели эффективности:

- Трафик; 

- Комплексность чека (UPT – unit per transaction);

 - Средний чек (APV – average purchase value); 

- Конверсия (CR – conversion rate);

 - Оценка тайным покупателем; 

- Индекс лояльности покупателей (NPS – net promoter score).

Как команда помогает в разработке и реализации стратегии?

Стратегическая сессия – наиболее эффективный вариант подготовки, разработки и реализации стратегии. Именно этот формат работы помогает вовлечь команду, заинтересовать ее в изменениях компании и стимулировать к приложению усилий для достижения желаемых результатов.
Это формат командной работы ключевых руководителей, специалистов и собственника, направленный на разработку плана развития организации на ближайшие 1-3 года. Проведение стратсессий особенно актуально для компаний, которые столкнулись с неопределенностью на рынке: меняется целевая аудитория, потребительское поведение, условия рынка, появляются новые конкуренты, технологии или бизнес-модели.

Цели стратегической сессии:

1. Определить возможности для развития бизнеса, основываясь на анализе внутренних показателей компании, конъюнктуре рынка, актуальных трендах и коллективном мышлении команды.
2. Сформулировать видение и стратегические цели компании на ближайшие 1-3 года.
3. Утвердить стратегические цели внутри управленческой команды.
4. Рассмотреть и утвердить ключевые решения, например: изменение бизнес-модели, экспансия на новые рынки, расширение ассортимента, открытие новых торговых точек и изменение маркетинговой политики.
5. Привлечь ключевых сотрудников и сделать их соавторами значимых изменений компании.

Подготовка к стратегической сессии

Перед сессией необходимо провести внутренний анализ показателей эффективности и собрать актуальные данные о конкурентах и рынке. Анализ метрик компании даст компании мощный стимул и ресурс для мотивации команды на изменения.

Минимальный набор аналитики должен включать:

1. Текущие показатели эффективности бизнеса по всем областям деятельности.
2. От собственников: видение и стратегическая карта (заполняется совместно с консультантом).
3. Стратегические задачи компании в области управления, конкуренции, потребительских трендов.
4. Рабочие таблицы.

Также следует подготовить данные о рынке, целевой аудитории и конкурентах. Оптимально, если часть данных подготовят ключевые сотрудники, которые будут принимать участие в стратсессии – это повысит их вовлеченность и уверенность в достоверности информации.
Все аналитические данные должны быть визуализированы (графики, диаграммы) для облегчения восприятия. На основе подготовленной аналитики строится архитектура стратегической сессии.

Проведение стратегической сессии

Важными принципами проведения сессии являются:

1. Обязательное участие собственников бизнеса.
2. Понимание текущих проблем компании. Обозначение проблемного поля и определение взаимосвязи проблем.
3. Построение программы, исходя из желаемого результата.
4. Тщательная подготовка и аналитическая работа команды за 3-5 недель до проведения стратегической сессии .
5. Процесс подготовки аналитических докладов происходит при сопровождении внешнего консультанта (ведущего стратсессии).

Стратегическая сессия обычно длится 2-3 дня (20-30 часов). Первый день посвящен подведению итогов и стратегическому анализу на основе подготовленных докладов.

Второй день – это согласование видения будущего, целей, определение стратегии достижения целей и плана действий на следующие 1-3 года.
После сессии важно систематизировать выработанные решения и спланировать их внедрение. Потребуются изменения в системе управления, бизнес-процессах, системе отчетности, системе оплаты труда и системе регулярных совещаний по отслеживанию достижения целей. Также рекомендуется сопровождение внешним консультантом собственника бизнеса для решения возникающих проблем на этапе внедрения.

Подводя итог, подчеркну: стратегическая сессия – это эффективный, но сложный инструмент, требующий тщательной подготовки и профессионального проведения. Соблюдая рекомендации из этой статьи, вы сможете максимально эффективно использовать ресурс стратегической сессии для вашего бизнеса.

Каждый собственник бизнеса представляет безоблачное будущее своей компании примерно так: высокая прибыль, идеальные сотрудники, лояльные клиенты, кусающие локти конкуренты и благоприятные именно для…
5
1
Пожалуйста оцените статью

Материалы по теме

Как поднять продажи обуви в розничном магазине на 25% за счет эффективного управления

Практически в каждой розничной компании есть эффективные и неэффективные продавцы, то есть те, кто всегда выполняет и перевыполняет план продаж и те, кто из месяца в месяц не дотягивает до ста процентов. А в итоге, проседает план продаж всего…
15.10.2024 2933

Сложности в подборе персонала, и как с ними бороться

Многие руководители полагают, что, обеспечив достойную зарплату и хорошие условия работы, потенциальные сотрудники сами придут на работу, и каждый из них станет отличным продавцом. К сожалению, это не так: соискатели приходят неохотно, и в…
23.07.2024 4170

MUNZ Group: Пять популярных ошибок при поиске линейного персонала

Ошибки при подборе персонала дорого обходятся компаниям. Затраты времени на поиск, вложение финансов в организацию рекрутмента и недостаток продавцов в магазине повышают ценность каждого правильно подобранного сотрудника и увеличивают стоимость…
27.06.2024 5445

Как отстроиться от конкурентов и зарабатывать больше?

Онлайн-продажи обуви составляют с каждым годом все более серьезную конкуренцию офлайн-магазинам, однако все еще не могут рассчитывать даже на 20-30% доли продаж на российском рынке. За редким исключением стоимость обуви на маркетплейсах ниже,…
18.06.2024 6232

Какие предметы декора можно использовать в качестве торгового оборудования для эффектного представления обуви и сумок

Все чаще, заходя в модный магазин одежды или обуви, мы видим, что для презентации товара используются необычные для торгового пространства предметы – книги, картины, вазы, зеркала… В предыдущих номерах с постоянным экспертом SR в области визуального…
04.06.2024 6010
При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

Наши партнеры

К началу