Политические и экономические отношения России и Франции за свою долгую историю переживали и периоды охлаждения, вплоть до прямых военных конфликтов, и периоды сближения, когда обе страны тесно сотрудничали в военной или торгово-экономической области. Нынешний год объявлен годом Франции в России и годом России во Франции, дабы еще больше укрепить культурные и экономические связи. Много внимания музыке, живописи, театру, арт-проектам… Нашлось место и обуви. В Россию приехала международная выставка «Портреты обуви, истории ног»
Выставка открылась в начале 2010 года в Международном музее обуви Франции, затем отправилась в азиатские страны: в музей Юченгко на Филиппинах, в дизайн-центр Бангкока, в художественный музей Сеула. В 2010 году она добралась до России, состоявшись в четырех городах: Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и Перми.
Говорит куратор выставки Ив Сабурен: «Я задумал ее два года назад как диалог между старым и новым. Продемонстрировать достижения французов в искусстве пошива обуви несложно, а вот идея представить все умение наших обувных мастеров в контексте современного искусства показалась мне достаточно оригинальной. Стал подбирать экспонаты, исходя из их формы, материи, технических особенностей и исторического значения. И здесь я хочу отдать должное главному хранителю Международного музея обуви в Романе Мари-Жозеф Боссан-Пико: она предоставила в мое распоряжение 62 пары обуви, способные «рассказать» историю обувного дела XVIII–XXI веков.
Я не стремился сделать французский проект для французов: меня всегда интересовала история и культура других стран и цивилизаций. Поэтому я охотно использую в качестве экспонатов традиционную обувь Турции, Африканского континента, Латинской Америки. Кроме того, привозя выставку в ту или иную страну, стараюсь включить в экспозицию местные произведения искусства и образцы обуви. Так, Российский этнографический музей любезно предоставил мне семь пар обуви, о которых я мог только мечтать: сибирские фетровые сапоги, монгольские сандалии. А ведь на выставке уже фигурируют ваши знаменитые лапти!»
Желая подчеркнуть специфику той или иной пары, Ив Сабурен разделил экспонаты на пять больших групп: «Барокко и рок-н-ролл», «Чувственные и непринужденные», «Спорт и природа», «Ах, эти чудачества!», «Политика и помпезность».
Первая группа объединяет «историческую» обувь: французские женские и мужские туфли XVIII века, украшенные богатой вышивкой, лентами и кружевами, суданские сандалии XIX века.
Среди «Чувственных и непринужденных» особое внимание стоит обратить на знаменитые двухцветные «лодочки» Коко Шанель, созданные в 1957 году: закрытые, на невысоком каблуке и с черным носком, они зрительно уменьшают длину ступни, делая ее изящнее (Раймон Массаро, в семье которого была создана эта пара, в сентябре впервые приедет в Россию).
Поклонники «спортивного и естественного» стиля будут рады обнаружить на выставке обувь из натуральных материалов, мокасины североамериканских индейцев и даже кроссовки Adidas!
Ну а любителям различного рода чудачеств понравятся мавританские и японские туфли, боливийские сандалии с подошвой из автомобильной шины и серия миниатюрных сандалий из бумаги.
Группа «Политика и помпезность» заставит вас взглянуть на обувь как на некий ритуал. Сюда же относится и «танцевальная» обувь: знаменитые балетки «Репетто», придуманные Розой Репетто для своего сына, танцовщика Ролана Пети, и ставшие культовой обувью для таких звезд кино и эстрады, как Бриджит Бардо, Катрин Денев и Патрисия Каас. Кроме того, вы увидите босоножки с металлическим каблуком-пистолетом Карла Лагерфельда и легендарные модели Роже Вивье, Раймона Массаро и Шарля Журдана.
Французский дизайнер Роже Вивье, единственный, чье имя ставил рядом со своим Кристиан Диор, вошел в историю как изобретатель шпилек. В 1954 году он совершил настоящую революцию, придумав туфли на тончайшем каблуке – шпильке высотой 7–8 см. Эти туфли положили начало целой серии шпилек, ставших символом эпохи.
На базе шпильки в 1959 году рождается каблук «шок» – тонкий, дугой выгнутый наружу. Творение, бросившее вызов законам гравитации, сравнивали с Пизанской башней. Это уже была не просто обувь, а настоящее «холодное оружие» женской эмансипации, первыми жертвами которого стали ковры и паркеты. Как пишет женский журнал Aurore, до 1952 года обувной моды не существовало. Туфли, выполненные по неизменным канонам, не могли быть объектом фантазии. И если сегодня мы привыкли, что туфли от сезона к сезону меняют форму и цвет, мы обязаны этим Роже Вивье.
Французским дизайнеры принадлежат и многие открытия в области рекламы и маркетинга обуви.
Так, именно Шарль Журдан в 1930-е годы стал первым дизайнером, чья реклама обуви появилась в модных журналах. В 1970-е знаменитая рекламная сессия Ги Бурдена для компании Charles Jourdan (самая известная фотография – меловой силуэт женщины на асфальте и пара роскошных туфель) произвела фурор. Снимая сюрреалистические сцены, Бурден сделал обувь частью некой истории, остроумной и таинственной. Журдан организовал целую армию коммивояжеров, которые торговали его обувью ручной работы по всей Франции, а он, в свою очередь, поддерживал их общенациональной рекламной кампанией, что в те годы было в диковинку. После Второй мировой войны Журдан одним из первых диверсифицировал бизнес, добавив к основной коллекции линию дешевой обуви. Простой дизайн он тиражировал в большом количестве и разнообразных цветовых вариантах, тем самым закладывая основы индустрии по производству готовой обуви. В 1958 году самой продаваемой моделью туфель в стране стали бальные туфли «Максим», на низком каблуке, с квадратным мысом и атласным бантом. В 1960-х годах началось сотрудничество Шарля Журдана с другим обувщиком Андре Перуджиа, который привнес в его модели гламур и роскошь В 1970-е годы французская марка была фетишем наравне с одеждой Yves Saint Laurent. К сожалению, компания Charles Jourdan постепенно пришла в упадок и в 2002 году была объявлена банкротом с долгами, которые на тот момент оценивались в $9 млн. В 2008 году марку купил один из крупнейших европейских холдингов – Royer Group. В 2009 году, после того как дизайнером марки стала Александра Нил, экс-дизайнер Balenciaga и Celine, появилась надежда на возрождение бренда.
Для справки
Ценность французской обуви для истории
Французский король Людовик XIV впервые ввел моду на сапоги. Тогда они имели широкие голенища и отвороты, обшитые кружевами.
Розу Реппето считают одной из создательниц балеток. Сшив танцевальную обувь для сына, легендарного танцовщика Ролана Пети, она затем наладила ее массовое производство.
Шарль Журдан первым разместил рекламу обуви в глянцевых журналах и первым организовал национальную рекламную кампанию.
Роже Вивье создал революционные туфли на тончайшем каблуке – шпильке, положившие начало целой эпохе.
Кристиан Лубутен превратил красную подошву в символ высокого стиля (кстати, она появилась благодаря лаку для ногтей. Дизайнеру хотелось добавить на обувь какое-нибудь яркое пятно, а под рукой оказался только лак).
По данным российской статистики, Франция занимает восьмое место по объему товарооборота среди европейских стран – основных торговых партнеров России. Российско-французская торговля отличается высокой динамикой: в 2001–2008 годах товарооборот между нашими странами вырос более чем в пять раз. Однако мировой финансовый кризис приостановил темпы его роста: в 2009 году товарооборот снизился по сравнению с 2008-м на 22,8% ($3,3 млрд). Среди стран ЕС падение оборота было более значительным – 41%
Дипломатические отношения между Россией и Францией были установлены в 1717 году, когда Петр I подписал верительные грамоты первого русского посла во Франции
В 2009 году Россия ввозила во Францию нефтепродукты, металлы, древесину, машины и транспортные средства. Франция в свой черед поставляла в нашу страну машины, продукцию химпрома (включая средства фармацевтики и парфюмерию), продукты и сельхозсырье
Знаковые события 2010 года
уникальная по объему и качеству экспонатов выставка «Святая Русь» в Лувре (2 марта – 24 мая); празднование Дня России и открытие Российской национальной выставки 12 июня в Париже; российские гастроли труппы «Комеди Франсез» (сентябрь); концерт французской музыки на Васильевском спуске (4–5 сентября); выставка «Искусство жить по-французски» в столичном Манеже (октябрь). Гала-концерт звезд российского и французского балета в Большом театре в декабре
Пожалуйста оцените статью |