Сложно ли создавать и производить обувь в России?
08.10.2014 17784

Сложно ли создавать и производить обувь в России?

Как рождается дизайн и что вдохновляет создателей? Две компании, два дизайнера, две разных истории о становлении в профессии. Он из Германии, она из России. Оба художника не разделяют понятия работы и хобби: они живут своим делом.

На производство обуви в России отваживаются не многие: сложный трудоемкий процесс, непростые условия, высокая конкуренция со стороны европейских и азиатских компаний. Да и пресловутое «Made in…» все еще магически действует на большинство отечественных потребителей. Но учитывать потребительские вкусы надо здесь и сейчас: оперативно реагировать на спрос, делать скидку на непростые погодные условия и не терять связи с покупателем. Томас Франк, дизайнер компании «Обувь России» большую часть времени трудится в Германии, но в обязательном порядке приезжает в Новосибирск для, а Инна Храмцова, ведущий компании «Юничел» работает на Челябинской обувной фабрике уже более 20 лет.

Безымянный.JPGТомас Франк: «Я — практичный дизайнер»

Шеф-дизайнер сети «Вестфалика» Томас Франк рассказал Shoes Report о роли дизайнера в современной обувной индустрии, о любимой обуви русских женщин и о милых его душе трендах.

Томас Франк уже почти три года является главным дизайнером сети «Вестфалика» группы компаний «Обувь России». Томас окончил высшую профессиональную школу обувных дизайнеров, живет и работает в собственной дизайн-студии в Пирмазенсе, историческом центре обувной промышленности Германии. Более 20 лет сотрудничает с такими европейскими брендами, как Peter Kaiser, Ara, Dockers. В «Обувь России» Томас Франк занимается не только созданием и совершенствованием коллекций «Вестфалики», но и развитием бренда.

Об обувных предпочтениях россиян

«Когда я только начал сотрудничать с компанией «Обувь России», для меня стало большим открытием, что женщины в России предпочитают обувь на высоком каблуке, иногда даже в ущерб комфорту. Притом для них не важно, на дворе жаркое лето или снежная зима. Несомненно, обувь на шпильке — самая популярная среди россиянок. Еще меня очень удивило, насколько сильно женщины в России любят декор и оригинальную фурнитуру: стразы, пряжки, молнии. В Европе предпочитают лаконичный и спокойный дизайн.

В России не любят яркую демисезонную обувь. Европейцы выбирают в основном цветную обувь вне зависимости от сезона, а в России, как я заметил, предпочитают обувь универсальных цветов — черного, коричневого, серого. Это вполне объяснимо: в России покупают куда меньше обуви, чем в Европе, поэтому она должна быть практичной, подходить по цветовой гамме к основному гардеробу.

По сравнению с европейскими потребителями, россияне больше заботятся о качестве обуви. В последнее время европейцы все чаще покупают обувь из синтетических материалов на один сезон. В России выбор покупателей всегда продиктован климатическими условиями, поэтому здесь ценят добротную обувь из натуральных материалов. При разработке коллекций для российских потребителей нужно в первую очередь учитывать особенности погоды».

О дизайне в России

«Я бы не сказал, что существует определенный концепт российского дизайна. В целом европейская обувь не очень отличается от российской, потому что тенденции моды везде одинаковые. А благодаря Интернету информация об актуальных трендах распространяется мгновенно по всему земному шару. На мой взгляд, отличаются только предпочтения людей. Если в Европе предпочитают более модные модели, то в России выбирают более практичные и универсальные.

Я — практичный дизайнер и стараюсь делать такие модели, которые буду в первую очередь удобными и коммерчески успешными. Концепция Westfalika соответствует моему видению хорошей обуви: элегантная, удобная, но в тоже время соответствует последним модным тенденциям».

О создании коллекций

«Разрабатывая новую коллекцию, я в первую очередь отталкиваюсь от истории продаж, изучаю, какие модели пользовались наибольшим спросом в предыдущем сезоне, а какие не были популярными. Благодаря четкому планированию у нас никогда не было ситуаций, когда какие-то модели полностью «проваливались» в продажах. Если мы вводим в ассортимент ультрамодные новинки, то никогда не запускаем большие партии. Сначала мы смотрим, насколько интересен покупателям этот ассортимент, и потом делаем выводы, продавать такую обувь в большем количестве или, наоборот, отказаться от нее».

О профессии дизайнера в современном мире

«Если раньше дизайнер только разрабатывал эскизы, то теперь круг его обязанностей и функций очень расширился. Современный дизайнер отвечает за развитие бренда, консультирует технологов и маркетологов, думает о том, какие модели будут хорошо продаваться. Сейчас дизайнер отслеживает весь путь модели обуви от эскиза на листке бумаги до полки в магазине. Я не только рисую коллекции, но и езжу на фабрики с технологами и контролирую процесс производства. Сегодня дизайнер — это бренд-менеджер, маркетолог, технолог и консультант в одном лице».

О любимой обуви

«Моя любимая обувь — это сникерсы, они прекрасно сочетаются с одеждой в стиле casual. Сникерсы — идеальная обувь для тех, кто любит джинсы. В России для деловых встреч мужчины все еще, как правило, выбирают костюмы. В Европе давно нет таких строгих требований к деловому стилю, и джинсы со сникерсами можно спокойно носить с рубашкой и пиджаком. Я называю такой стиль smart casual».

О лучших трендах

«Мое хобби — ездить на мотоцикле, поэтому мне импонирует байкерский стиль в одежде и обуви. А в летнем сезоне как раз будут популярны байкерские элементы: заклепки, состаренная кожа, яркая фурнитура под металл. Также мне нравится, что анималистические принты возвращаются в дизайн обуви: имитация меха тигра, леопарда, зебры. Такая обувь невероятно сексуальна!»

О России

«Два раза в год я приезжаю в Новосибирск в командировку. Город мне нравится, но еще больше мне нравятся люди, которые здесь живут: дружелюбные, открытые, искренние. Здесь даже в лютый мороз и гололед носят сапоги на высоченном каблуке. Красота превыше всего!»

Инна Храмцова: «Обувь – моя страсть!»

Ведущий дизайнер компании «Юничел» создает обувь уже более 20 лет. Как никто другой она знает, что было популярно в России вчера, а какую обувь будут выбирать завтра. О страсти русских женщин к высоким каблукам, тенденциях нынешнего и будущего сезонов и мечтах об Италии – она рассказала в интервью Shoes Report.

Инна Храмцова – дизайнер российского обувной компании «Юничел».

Закончила Московский институт легкой промышленности (ныне Московский университет технологии и дизайна) по специальности «художник конструктор обуви», Школу конструирования и моделирования обуви ARS sutoria. Работает дизайнером на Челябинской обувной фабрике 20 лет.

Карьера и мечты

«Когда заканчивала Институт, на дворе были непростые 90-е: предприятия легкой промышленности советского периода уже практически не работали, а новые еще не появились. Отрасль переживала очень непростые времена, Челябинская обувная фабрика, куда я пришла работать, одна из немногих держалась на плаву. Работаю здесь дизайнером больше 20 лет. Кстати, мой профессиональный юбилей совпал с 80-летием фабрики, которое мы отмечали год назад. Позднее, я закончила знаменитую итальянскую школу конструирования и моделирования обуви ARS sutoria. В обувном деле, сколько бы ни работал, до конца не поймешь всех тонкостей: меняются материалы, совершенствуются технологии. Не меняется только форма ноги. У меня всегда была мечта поработать на хорошей итальянкой фабрике с вековыми традициями и потомственными обувщиками, чтобы впитать в себя весь опыт великого мастерства. Надеюсь, задуманное когда-нибудь осуществиться. Итальянцы – законодатели обувной моды в мире, непревзойденные мастера своего дела. Делать обувь – у них в крови. Поэтому всегда очень хотелось говорить с ними на одном языке, понимать их, минуя переводчика. Так что несколько лет назад я начала изучать итальянский язык. Иду к этой цели шаг за шагом, благо есть практика: специализированные выставки в Италии, визиты на фабрику итальянских коллег – поставщиков комплектующих и оборудования. А еще мечтаю на фабрике организовать поток, где выпускалась бы эксклюзивная обувь ручной работы. Очень ограниченным количеством пар, эксклюзивной коллекцией!».

Тренды: вчера, сегодня, завтра

«Самой популярной моделью в России можно с уверенностью назвать женские туфли-лодочки на высоком каблуке-шпильке. Пока, это самая востребованная обувь. Русские женщины готовы весь день, в ущерб комфорту и удобству, проходить на высоком каблуке. Но в последнее время эта тенденция начала меняться: мы наблюдаем, что интерес к шпилькам стал ослабевать. Все больше и больше представительниц прекрасного пола отдают предпочтение более комфортным моделям. Возможно, это связано с новым темпом и ритмом жизни, а возможно с возросшей самостоятельностью и эмансипированностью женщин, умеющих решать свой проблемы без чьей-то помощи. Но я уверена, интерес к каблукам не пройдет никогда, потому что каблук – это необыкновенно сексуально, красиво и невероятно притягательно для мужчины. Надо отметить, русские женщины склонны к украшательству, декору, яркой фурнитуре, любят, чтобы было ярко и привлекало внимание. Все-таки в нас говорят наши восточные корни. Поэтому камни, кристаллы, аппликации, цветы, украшения, сочетание ярких контрастных цветов – отличительная черта русской обувной моды, европейская - в этом смысле более спокойная и сдержанная.

Броги – самый актуальный тренд этого сезона и, думаю, он будет на пике популярности весь следующий сезон. Броги этой весной присутствуют и в женской и в мужской коллекциях. Британская классика активно микшируется с другими направлениями, к примеру, в нашей новой коллекции появился смелый гибрид брогов и криперов. Верх – строгая классика с перфорацией и шнуровкой, низ – массивная, агрессивная подошва.

Еще один примечательный тренд сезона, которые будет получать все большее развитие в следующих сезонах - носочная часть колодки! Обувные силуэты уходят от скругленной мыска к более удлиненному. Покупатель пока слабо реагирует на такое серьезное изменение, все-таки мы десять лет выбирали обувь со скруглённой носочной частью. Самая модная модель этого сезона - элегантный заостренный носок и невысокий каблук рюмочка».

Новая мода

«Как ни странно, в последнее время самыми популярными моделями в России стали русские валенки и резиновые сапоги. Это, конечно, уже не те валенки, которые носили наши бабушки и прабабушки. Вековая история этой обуви переосмыслена дизайнерами и переработана с учетом современных материалов, технологий и модных трендов. Мы не ожидали, что эти войлочные изделия, изобретенные много лет назад, будут иметь такой успех и такой спрос сегодня. Мы два года подряд разрабатываем модели женских и девичьих валенок и они расходятся «на ура». Такая же история с резиновыми сапогами. Современные технологии позволяют экспериментировать с формой и цветом. За последние два годы мы запустили три совершенно новых фасона резиновых сапог и все они вызывают огромный интерес у покупателей, не только своей практичностью, но и смелостью».

Эксперименты: взлеты и падения

«Несколько сезонов подряд в женской моде лидирующие позиции занимают суровые байкерские ботинки с гламурным декором. Они присутствуют во всех модных коллекциях, на всех мировых выставках и показах. Несмотря на то, что российский покупатель очень восприимчив к моде, ее изменениям и новых тенденциям, у нас такая модель пока не приживается.

Еще одна непредсказуемая ситуация произошла прошлым летом. Нами была разработана новая модель – летние босоножки на высокой клиновидной подошве из термоэластопласта. Это было ноу-хау, модель была сделана в духе итальянского дизайна, на высоком европейском уровне. Нашими покупателями она, к сожалению, была совершенно не понята.

Если же говорить о мужской моде, то можно лишь посетовать: русские мужчины нестерпимые консерваторы! Мировые выставки предлагают огромное количество, к примеру, замши – серого, зеленого, темно-синего цветов, но в магазинах пользуются спросом только черные модели. В последнее время, к счастью, мужчины осторожно-осторожно стали пробовать коричневые и синие мокасины, светло-бежевые сандалии, но движение в этом направлении идет крайне медленно».

Обувь – как хобби

«Как большинство женщин, я – шопоголик, особенно, когда речь заходит об обуви. У меня очень много пар обуви, сколько – не знаю, давно сбилась со счету. Что касается покупки обуви, я неудержима, страшная транжира, это страсть, это великий соблазн, это фетиш. Очень люблю итальянские марки и французские - это особо утонченный изыск и шик. Больше половины коллекции - это модели «Юничел», некоторые покупаю в магазине, некоторые - экспериментальном цехе , которые не пошли в серийное производство по разным причинам. Если их не оценивает худсовет, я их приобретаю и с удовольствием ношу сама. В основном отдаю предпочтения классике. Всегда преклонялась перед вкусом Коко Шанель, это мода вне времени. Ее стиль для меня всегда интересен, хотя может показаться скучноватым».

Великие дизайнеры обувного мира

Кристиан Лабутен, с его знаменитыми «лабутенами», пленившими не одно женское сердце, остановившие не один мужской взгляд! И, безусловно, Сальваторе Феррагамо, который в суровое послевоенное время изобрел клиновидную подошву, актуальную и по сей день. Женщины всегда хотели ходить на каблуках и возвышаться над действительностью, но в послевоенной Италии катастрофически не хватало металла для изготовления супинаторов. Клиновидная подошва, тогда деревянная и не очень легкая, позволила итальянкам ходить на каблуках, не смотря ни на что. Вообще благодаря Феррагамо появилось само понятие – дизайнер обуви, до этого были обувщики. Именно он вознес обувь на пьедестал, сделал ее самостоятельной единицей, ввел ее на подиумы, поднял на уровень высокой моды.

Как рождается дизайн и что вдохновляет создателей? Две компании, два дизайнера, две разных истории о становлении в профессии. Он из Германии, она из России. Оба художника не разделяют понятия работы…
5
1
Пожалуйста оцените статью

Материалы по теме

По следам Shoes Style. Интервью с финалистом международного конкурса дизайнеров обуви и аксессуаров Александром Григорьевым

В апреле в Москве прошел международный конкурс дизайнеров обуви и аксессуаров Shoes Style, учредителем, которого является Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина, в этом ВУЗе обучают специалистов в сфере производства обуви -…
05.06.2024 3691

Пиксельная коллекция Anya Hindmarch

Показ женской коллекции обуви и аксессуаров Anya Hindmarch осень-зима 2016 Есть некое негласное правило в дизайне одежды и обуви -  осень и зима – время для более сдержанных тонов. Однако настоящий успех часто приходит тем, кто не боится…
29.11.2016 12620

5 марок специализирующихся на пошиве лоферов

В последние пять лет на рынке обуви наблюдаются два устойчивых тренда – интерес к обуви спортивного стиля и растущий спрос на удобную обувь на плоской…
13.02.2018 16741

5 витрин Christian Louboutin

Французский дизайнер обуви Кристиан Лубутен известен миру не только шикарной женской обувью на невероятно высоком каблуке, отличительной чертой которой является красная подошва, но и оригинальными витринами своих бутиков, открытых по всему миру.…
01.11.2016 14714

Пятнистая обувь. Новое прочтение

Леопардовый принт практически никогда не выходит из моды. Тренд на пятнистую обувь иногда затихает, но тут же появляется в каком-то новом прочтении или вписывается в общий контекст под маркой «ретро». Можно бесконечно перечислять известные бренды,…
12.05.2021 11643
При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

Наши партнеры

К началу