Как «муль» превратился в мюли. Очень женственная и актуальная сегодня модель женской обуви  появилась еще в Древнем Риме Туфля из пары. Россия, г. Торжок. 1780-е. Сафьян, бархат, кожа, ленты, золотная вышивка.
02.10.2023 4069

Как «муль» превратился в мюли. Очень женственная и актуальная сегодня модель женской обуви появилась еще в Древнем Риме

Продолжаем совместный образовательно-просветительский проект журнала Shoes Report и Государственного исторического музея (ГИМ), посвященный истории обуви и обувного ремесла.

Женские туфли «муль» - модная обувь богатых горожанок для выходов. Остроносая туфля выкраивалась одинаковой на левую и правую ногу, имела высокий каблук и прочную подметку, обтянутую кожей. Откуда же пришла в Россию мода на туфли «муль»?

Современное название (как и фасон туфель) заимствовано у французов.

Туфли женские (пара мюлей). Россия, Тверская губерния. 1780-е гг. Бархат, серебряные нити, хлопчатобумажная тесьма, замша, деревянный каблук, кожа, лайка, вышивка в прикреп. Туфли женские (пара мюлей). Россия, Тверская губерния. 1780-е гг. Бархат, серебряные нити, хлопчатобумажная тесьма, замша, деревянный каблук, кожа, лайка, вышивка в прикреп.

Но похожая обувь с закрытым мыском без пятки была известна еще в Древнем Риме: туфли шили для знатных мужчин из дорогой красной или фиолетовой кожи. Приходя в гости, патриции разувались и демонстрировали всем свои красивые и совершенно непрактичные туфли, которые стали ассоциироваться с их обладателями. Любители открытых туфель увлекались философией и вели продолжительные беседы. Сначала самих модников, а затем и их обувь стали называть mulleus, что в переводе с латыни означает «мыслитель».

Туфли женские (пара мюлей). Россия. 1770-1780-е гг. Вельвет, золотная нить, бить, канитель, блестки, фольга, шелковые ленты, атласные ленты, деревянный каблук, кожа, лайка, железная набойка, вышивка в прикреп, аппликация. Туфли женские (пара мюлей). Россия. 1770-1780-е гг. Вельвет, золотная нить, бить, канитель, блестки, фольга, шелковые ленты, атласные ленты, деревянный каблук, кожа, лайка, железная набойка, вышивка в прикреп, аппликация.

В Средние века европейцы шили остроносые мюли из кожи и ткани, носили их как женщины, так и мужчины. Во Франции туфли были особенно популярны. Местные аристократки украшали мюли блестящим шитьем, загнутыми носами, помпонами и пухом. Страна к XVIII веку стала законодательницей мод, и французская версия мюлей стала распространяться в Европе.

Туфля. Россия. XVIII век. Шелк с золотными нитями, золотные нити, канитель, блестки, фольга, кожа, вышивка в прикреп по карте. Туфля. Россия. XVIII век. Шелк с золотными нитями, золотные нити, канитель, блестки, фольга, кожа, вышивка в прикреп по карте.

В Россию европейская обувная мода проникла в начале ΧVIII века. Именно тогда в крупных городах появляются новинки – туфли «муль» без задника. Необычный предмет был найден при раскопках некрополя Знаменского монастыря в Москве, в Зарядье: кожаная туфелька с верхом из парчи и камки (шелковая цветная, узорчатая ткань из Китая) начала ΧVIII века. Туфелька имеет характерный французский каблук: он обтянут кожей с широкой вершиной под пяткой, узкой «талией» посередине и расширенным основанием. Этот факт, а также отсутствие задника, наряду с украшением мыска, позволяет экспертам определить данную вещь как туфельку фасона «муль».

Туфля. Россия, из некрополя Знаменского монастыря. XVIII век. Парча, камка, кожа. Туфля. Россия, из некрополя Знаменского монастыря. XVIII век. Парча, камка, кожа.

Археологическая находка косвенно подтверждает распространение модной обуви среди москвичей в тот период.

Тверская губерния была в России XVIII-XIX вв. центром обувного производства, так как хорошие дороги связывали ее с Москвой и Петербургом. В Новоторжском уезде насчитывалось множество башмачников и сапожников, которые в совершенстве владели секретами производства модной и прочной обуви. В XVIII веке торжокская вышивка украшала одежду и обувь горожан.

Носить мюли с длинной юбкой дамам было непросто – нога могла ненароком выскочить из туфли. Поэтому в них ходили маленькими шажками, от чего походка приобретала плавность и выразительность, а хозяйка обуви – особую грацию.

Мода на мюли в России продержалась до середины ΧΙΧ века, и впоследствии периодически возвращалась. Сегодня мюли снова популярны, шьются из разных материалов и бывают весьма причудливых форм.

Материалы (текст и фото) предоставлены Государственным историческим музеем.

Продолжаем совместный образовательно-просветительский проект журнала Shoes Report и Государственного исторического музея (ГИМ), посвященный истории обуви и обувного ремесла. Женские туфли…
3.27
5
1
2
Пожалуйста оцените статью

Материалы по теме

«Истории обуви» - образовательно-просветительский проект журнала Shoes Report и Государственного исторического музея

В этом году журнал Shoes Report запустил образовательно-просветительский проект, посвященный истории обуви и аксессуаров, который поддержал Государственный исторический музей (ГИМ). В печатной версии вышло уже несколько материалов,…
13.09.2023 3646
При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

Наши партнеры

К началу