Качественная витрина обращает на себя внимание, завлекает и продает. Невзрачная и неумело оформленная портит имидж магазина и дезориентирует покупателя. Как использовать витринный ресурс грамотно, рассказывает эксперт по мерчандайзингу Анна Баландина.
Ясный концепт — основа успеха витрины
Любая витрина эффективна лишь в том случае, если она оформлена согласно определенной концепции. Концепцию витрин условно можно разделить на два типа: товарно-эмоциональные и эмоциональные. Основная задача товарно-эмоциональной витрины — помочь магазину отстроиться от конкурентов, запомниться покупателю и продать продукт. Эмоциональные витрины в меньшей степени выполняют эти задачи, но позволяют достичь более амбициозной цели: они врезаются в подсознание покупателя и навсегда связываются в его памяти с именем бренда. Отдача от эмоциональных витрин колоссальна, однако их оформление требует больших ресурсов. Витрины этого типа подходят амбициозным брендам с сильной ДНК, которым действительно есть чем удивить покупателя. Их используют Christian Louboutin, Louis Vuitton, Dior и другие тренд-сеттеры в мире моды и мерчандайзинга.
Подавляющему большинству брендов и магазинов обуви подходят товарно-эмоциональные витрины. Они предполагают презентацию приоритетного сезонного продукта, окруженного эмоциональной концепцией. Создавая товарно-эмоциональную витрину, мерчандайзер должен прочувствовать основную эмоцию, идею сезонной коллекции, и постараться передать ее с помощью витринных образцов и дополнительного реквизита. Не обязательно дорого и пышно оформлять витрину: достаточно одного, но читаемого намека, указывающего на основное настроение коллекции. Например, в случае с коллекцией сапог на меху, таким намеком может стать овечья шкура. Оформляя предновогоднюю витрину, не ставьте в нее одну-единственную елку — она не будет продавать продукт, поскольку никак не отображает концепцию. Лучше используйте вместе с ней сезонный имидж, который поддерживает продукт и сообщает о его преимуществах. Такой прием особенно подходит для демонстрации однородного продукта, который не отличается разнообразием или яркими цветами. Выбирайте изображения, на которых присутствует не только продукт, но и человек. Согласно одному из законов нейромаркетинга покупатель лучше всего воспринимает изображения счастливых лиц людей своего круга — людей того же пола, ровесников по возрасту или представителей того же социального слоя. Например, компания Converse учитывает это и фотографирует детские кеды так, чтобы в кадре был не только ботинок, но и радостное лицо сосущего конфету ребенка.
Что выставлять в витрине
Очень важен выбор продукта, выставляемого на витрину. Для этого существует целая стратегия: оформляя витрину, мерчандайзер должен работать с трендовым сезонным продуктом и драйверами продаж. Иными словами, следует выбирать не только красивую, но и лидирующую по продажам обувь. Это касается в том числе магазинов, ассортимент которых мало подходит под понятие «трендовый». Даже в магазине консервативного бренда, основа продаж которого — темный базовый ассортимент, — витрина и входная зона должны демонстрировать самые модные и привлекательные образцы ассортимента. Покупатели реагируют именно на такую обувь, хотя покупать все равно предпочитают более спокойные модели.
Витрины мультибрендового магазина создаются с учетом либо приоритетного сезонного продукта, либо приоритетного бренда. Крупные обувные марки зачастую сообщают своим партнерам, какие модели из новой коллекции по их прогнозам будут продаваться лучше всего. Если у вас нет такой информации, вы должны сами понимать, какие категории обуви принесут наибольшую прибыль магазину. Общая концепция для мультибрендовых магазинов предписывает выставлять в витрину самые хитовые сезонные модели основного продукта, пусть даже в ассортименте есть и более трендовые группы.
Сегодня большинство владельцев магазинов уже понимают: витрина продает, поэтому ей надо уделять особое внимание. Следующий важный шаг — понять, что продает только понятная зрителю, хорошо читающаяся витрина. Это значит, что перегружать витрину продуктом и декорациями нельзя, иначе они «съедят» друг друга, полностью нивелировав все труды мерчандайзера. Чтобы создать четкую и ясную витринную концепцию, нужно принять во внимание размер витрины, ее глубину, доступное оборудование. Лучше всего воссоздавать в витрине многоуровневую композицию. Разместив чуть выше обувь из одной функционально-стилевой группы, — например, классическую туфлю, — а чуть ниже поставив повседневный сапог, вы сможете выделить один продукт на фоне другого. Старайтесь не оставлять в витрине ровный пол без оборудования: это не продающий концепт. Также для оформления витрины действуют стандартные правила коммерческой презентации. Эти правила состоят в том, чтобы группировать товар по сходным признакам, прорабатывать детали и презентовать основной товар с сопутствующим продуктом.
Как часто менять витрину
Менять товар в витринах следует самое меньшее раз в месяц. Если коллекции меняются часто, то оптимально делать это раз в две недели. Менять всю концепцию витрины можно не чаще четырех раз в год — четко по сезонам или с учетом рождественской коллекции. Создание одной концепции сразу для двух сезонов экономит средства, но требует определенной фантазии: необходимо предусмотреть развитие концепта сквозь обе коллекции.
В период распродаж стратегия презентации продукта на витрине кардинально отличается от обычной витрины. Проще говоря, распродажи не нужно оформлять красиво, их нужно оформлять агрессивно и понятно. В начале распродажи витрины оформляются в соответствии с маркетинговыми приоритетами компании. Например, если приоритет — продажа коллекций по полной стоимости на фоне небольшой распродажи, то в витрину следует помещать модели по полной цене а также информацию о распродаже, а в глубине зала отмечать POS-материалами зону с распродажным продуктом. На этапе активной распродажи работают совершенно другие законы витрины: чем ярче и агрессивнее ваше сообщение о распродаже, тем скорее покупатели подумают, что ваши скидки больше, чем у конкурентов. Используйте всю линейку красных, желтых и оранжевых цветов и аккуратно работайте с белым, соблюдая определенные размеры шрифтов такого цвета. Не бойтесь быть похожими на всех остальных, ни в коем случае не украшайте витрину и поддержите эффект четким зонированием продукта в зале. Помните, что витрины обувного магазина не имеют такого сильного ресурса, как витрины магазина одежды, поэтому для их эффективности важно проработать эмоциональную составляющую всего торгового пространства и убрать из магазина все, что может нивелировать эффект привлекательности витрин, например, громоздкое оборудование белого цвета, которое не отражает «душу» бренда и закрывает собой витрину.
Пожалуйста оцените статью |