Как мантру итальянцы во время миланской выставки MICAM повторяли две фразы: «Надо быть профессиональнее», «Надо быть креативнее». Кому нужен креатив, когда все закупают базовые модели? Что значит профессионализм ретейлеров с точки зрения производителей? С какими результатами итальянские компании завершили 2008 год и на что рассчитывают в 2009-м? Что происходит с российскими заказами? На эти вопросы отвечают важнейшие игроки итальянского обувного сектора
Вито Артиоли, владелец компании Artioli, президент Итальянской ассоциации производителей обуви ANCI:
– В реальности кризис мы начали чувствовать всего несколько месяцев назад. Да, мы фиксируем спад в экономике. Чтобы противостоять ему, нужно помнить о двух главных преимуществах итальянцев – специализация и квалификация – и учить молодых этим основным компетенциям наших обувщиков. Для этого мы постоянно во время выставки MICAM проводим трехсторонние встречи с участием студентов, работодателей и представителей государственной власти.
В 2015 году участники нашего детского конкурса I love Italian Shoes станут активными покупателями, и уже сейчас можно и нужно задумываться о том, как привлечь их внимание. Именно поэтому ANCI начинает продвижение продукта Made in Italy в youtube, собственно поэтому был запущен новый сайт. Понятно, что это инвестиции в будущее и моментальных результатов они не принесут.
Результаты же этого сезона и хоть сколько-нибудь понятные перспективы на следующую зиму будут ясны через несколько месяцев, после московской выставки.
У итальянских компаний растут заказы в Южной Америке, в странах Mercosur. Это говорит о том, что мы ищем новые рынки, мы не сидим сложа руки. Но надо прикладывать больше усилий для объединения, итальянцы – индивидуалисты, иногда это нам мешает. Мы можем иметь позитивные результаты в 2009 году. Не обязательно, но можем!!!
Анжело Джанини, президент компании Angelo Gianini, вице-президент ANCI:
– Прошлый 2008 год наша компания закончила с ростом. У нас появилось много новых клиентов в России и СНГ, прежде всего в регионах – в Махачкале, Новосибирске, Баку. Мы давно работаем для Европы, поэтому у нас уже давно конкурентоспособные цены. А цена сейчас имеет особое значение. Мы много лет работаем с Россией, на на какое-то время мы ушли из вашей страны, но в прошлом году решили вернуться. Мы увеличиваем расходы на маркетинг в вашей стране и делаем ставку на ассортимент: Angelo Gianini – это не столько вечерняя модельная обувь, сколько удобная и элегантная. Наша вторая линия Donna Serena предназначена для более молодых девушек. Я бы определил наше направление как спорт-шик. Это не специальная спортивная обувь, это обувь, которая может подчеркнуть, что ее обладательница мобильна и динамична. Обувь выпускается только в Италии, на одних и тех же фабриках, примерно 600 пар в день. За 2008 год коллекция очень сильно изменилась, уменьшилось количество каблучной обуви. Кстати, и для россиянок удобство становится все более и более важным критерием выбора, раньше ваши женщины больше внимания обращали на дизайн.
На российские заказы очень сильно влияет изменение курса рубля относительно евро. Клиенты вынуждены тщательнее считать, однако в России очень любят продукт Made in Italy, поэтому, как говорят ваши предприниматели, они не откажутся от закупок итальянской обуви.
Я считаю, пережить кризис можно за счет трех вещей: исследование, исследование и еще раз исследование. Кризис – это большая возможность изменить и продукт, и восприятие покупателей. Поэтому мы сейчас очень много вкладываем в коммуникации – и на уровне моей собственной фирмы, и на уровне ANCI. За полтора года работы мы очень много сделали для продвижения выставки «Обувь. Мир кожи». На международном уровне мы продолжаем программу Golden Italy. У нас запланирована на год большая программа презентаций в других странах и участия в зарубежных выставках.
Я думаю, что 2009 год будет годом отбора – как производителей, так и продавцов. Каким будет критерий отбора? Надо быть более профессиональными. Это естественно. Да, работать с небольшими фабриками не всегда просто, но гибкость итальянских компаний – это большое достоинство малого бизнеса.
Что значит профессионализм для владельцев магазинов? Должно быть равновесие трех вещей: продукт, цена, город. Если марка хорошо представлена в витринах, она легко узнаваема. Если она узнаваема, ее покупают. Сейчас многие итальянские компании разрабатывают концепции Shop-in-Shop, мне кажется, это очень разумно, потому что производители также должны нести ответственность за то, как их марка представлена в магазинах. Профессионализм продавцов, с одной стороны, состоит в том, чтобы быть ближе к покупателям, с другой – в том, чтобы тщательнее выбирать поставщиков. Производителей только в Италии – тысячи. Надо присматриваться к новым, быть внимательнее, любознательнее, включать поисковый инстинкт. Очень важна категория продукта, с которым вы работаете. Как мне кажется, магазины, в которых есть все – и мужская, и женская, и детская обувь, и аксессуары, будут менее успешными, чем магазины, углубленно работающие в какой-то нише. Микс перестает работать, в ближайшие несколько лет больше шансов у нишевого продукта.
Если говорить о выборе между монобрендом и мультибрендом, то, на мой взгляд, оптимальный вариант – это мультибренд 4-5 марок. С 50 поставщиками работать трудно, а с одним – рискованно. Цены в 2009 году будут расти. К сожалению, это не зависит от продукта и его производителей, на рост в большей степени будут влиять внешние факторы.
Франко Баллин, президент компании Franco Ballin, вице-президент ANCI:
– Прошлый год завершили позитивно. Чтобы преодолеть нынешние сложности, мы сейчас максимум внимания уделяем исследованию продукта. На экспорт у Franco Ballin идет 60% обуви, из этого количества доля российских заказчиков составляет 50%. 2009 год, по нашим расчетам, будет труднейшим. В этой ситуации, на наш взгляд, нужно стимулировать покупателя новым, новым и новым. В нашей коллекции новинкой будет обувь из мягчайшей кожи.
Андреа Бротини, совладелец компании Pakerson, вице-президент ANCI:
– Прошлый 2008 год завершили с 20%-ным ростом, поэтому для нас он был исключительно замечательным. По началу этого года могу сказать, что спад в заказах минимальный, и что характерно – в Италии кризис чувствуется меньше, чем в России. Я связываю это с изменением курса рубля, именно оно создает наибольшие сложности. Специально для поддержки российских розничных партнеров мы увеличиваем маркетинговый бюджет в России.
У нас уже открыто шесть монобрендов в России, четыре – в Казахстане. В начале 2009 года открыли еще один монобренд в Екатеринбурге, в конце апреля откроем магазин в Кемерове. Если будет интерес у российских партнеров, будем открываться и дальше. К счастью, все российские партнеры живы-здоровы и говорят, что наша обувь очень хорошо подходит для магазинов.
Есть небольшое уменьшение количества заказов от мультимарочных магазинов. Но это уменьшение ожидаемое.
Мы выпускаем 200 тыс. пар в год, из них 30-35% идет в Россию. По сравнению с прошлым годом мы не меняли цены, сохраняем прежний уровень качества материалов и шитья.
В прошлом году самой успешной линией для нас стала женская обувь. Традиционно Pakerson шил мужскую обувь, не так давно мы начали производство женской линии и сейчас очень довольны этим начинанием. Если раньше в коллекции было всего 12-15 базовых моделей, сейчас мы увеличиваем их число до 23.
Мы инвестируем в продукт, в исследования рынка, потребительского спроса и ожидаем, что 2009 год будет неплохим. В 2008 году мы открыли в Москве шоу-рум на восемь тосканских предприятий обуви, одежды и сумок, опыт будем углублять и расширять.
Джимми Балдинини, владелец компании Baldinini:
– В прошлом году оборот нашей компании достиг 100 млн евро, включая обувь первой и второй линий, одежду, аксессуары (духи, очки, зонты). В итоге год завершили с 35%-ным ростом. В чем секрет успеха? Известная, серьезная марка. Красивейшая коллекция. Разумные цены.
Какая линия в прошлом году была более успешной, сказать трудно. Линий много, закупают охотно все. Ожидаем, что 2009 год будет более трудным, чем прошлый, кризис все-таки чувствуется. Я уверен, что для того, чтобы прожить и пережить его, надо быть более храбрым, надо уметь разумно рисковать – и производителям, и негоциантам. Мы надеемся на то, что коллекция у нас широкая, разнообразная, креативная и будет пользоваться спросом.
Для нас Россия – это рынок номер один. Мы здесь работаем уже 25 лет, пришли сюда одними из первых. За это время создана сеть из 50 магазинов, в том числе и франчайзинговых.
Конечно, на ситуацию в российской торговле очень сильно влияет рубль. К сожалению, от нас это не зависит. Но в конце концов курсовые скачки не вечны. Меня огорчает другое: ваш непрофессионализм. Вы не влюблены в свою работу так, как итальянцы. Даже владельцы собственного бизнеса. За четверть века я так и не смог понять, почему вы так небрежно относитесь к своему времени и природным ресурсам. Неужели так трудно зимой заклеить окна? И не стоит говорить, что это не связано с бизнесом. Насколько легкомысленно вы относитесь к ресурсам, настолько же легкомысленно вы относитесь и к делу. Не обижайтесь, просто на секунду задумайтесь об этом. Что сейчас нужно всем предпринимателям: быть влюбленным в свое дело, быть готовым работать много и дисциплинированно. И все будет хорошо. Россия была и остается первым рынком не только для нас, но и для всех производителей модных продуктов. Вы чувствуете моду, вы чувствуете стиль. Надо просто быть чуть-чуть к себе и к другим.
Аннарита Мария Пилотти, владелица компании Loriblu:
– Предыдущий 2008 год мы отработали великолепно. Сегодня мы чувствуем определенный спад продаж, но клиенты приходят и продолжают делать заказы. По российским заказам могу сказать, что по объему они практически не изменились. Для нас это важный факт, потому что из всего объема производства у нас экспортируется 80%, а в Россию продается около 60% от общего объема экспорта. В прошлом сезоне лучше всего продавались элегантные женские туфли, это наш конек. Я уверена, что они будут пользоваться спросом и в этом году.
Габриеле Грандини, управляющий директор Siport Barbie:
– Наши конечные покупатели не так чувствительны к изменениям в работе банков, у них растут дети, и они продолжают покупать для них одежду и обувь. Другой вопрос в том, что сейчас и производителям надо интересоваться вопросами мерчандайзинга и продвижения своей марки в магазинах – как выставлена обувь, насколько хорошо знает ее особенности продавец. Магазин – это место, где товар встречается с покупателем, и этот процесс надо контролировать. Еще один важный момент: ваши коммуникации с покупателями должны быть последовательными. Как мне кажется, сейчас не стоит бросаться предлагать антикризисные скидки, бонусы и все прочее, гораздо важнее, чтобы ваша реклама была последовательной – одно и то же обращение к покупателям в магазине, на сайтах, в печатных СМИ, в наружной рекламе. Большое внимание сейчас надо уделять витринистике – менять оформление не реже двух раз в месяц, хотя бы частично. Важно сохранять активность в рекламе и продвижении марки. Если говорить о перспективах 2009 года, то я оптимист. Дети продолжают рождаться. И их надо обувать.
Пожалуйста оцените статью |