Во времена финансовых трудностей следует делать упор на качество и креативность – таким был лейтмотив международной выставки обуви MICAM, прошедшей в Милане 4-7 марта. Достоинством весенней выставки дирекция назвала синергию с несколькими другими проектами: в марте MICAM прошла одновременно с выставкой кожгалантереи MIPEL и выставкой мехов MIFUR. На все три выставки можно было пройти по одному билету, и это увеличило посетительский трафик. Другим важным фактором стало то, что MICAM в этом сезоне прошла раньше обувной выставки в Дюссельдорфе. Традиционно на выставке подвели итоги года предыдущего и сделали прогноз на будущее
В каком экономическом контексте проходила выставка MICAM
В октябре-ноябре 2008 года продажа обуви на экспорт уменьшилась на 18,1% по объему и на 12,9% – по стоимости. Самый большой спад в заказах отмечен в Германии, Франции, Великобритании и США. Позитивная тенденция – рост заказов в Испании, Швейцарии, Греции и странах Восточной Европы, хотя в этом сезоне даже Россия, которая показывала уникальную динамику в последние года, сбавила темпы.
В целом по году, за первые 11 месяцев ввезено в Италию 329,6 млн пар на общую сумму 3,1 млрд евро. Вывезено 210 млн пар на сумму 3,4 млрд евро. Таким образом, торговый баланс для Италии остался положительным.
«Обувная промышленность вошла в макроэкономический кризис вслед за длительным периодом неблагоприятной конъюнктуры и реорганизации, который обувные фабрики пережили в 2001-2005 годах с большими жертвами, – заявил президент ANCI Вито Артиоли во время открытия выставки MICAM. – Что самое обидное, кризис начался именно в тот момент, когда в отрасли появились первые признаки восстановления. И для нас это серьезная угроза, ведь мы экспортируем в среднем около 80% своей продукции». Несмотря на зловещие слова президента ассоциации, количество экспонентов на выставке не уменьшилось, коллекции остались такими же интересными. И еще более дорогими. И хотя сами производители в один голос утверждали, что, памятуя о кризисе, закупочные цены не поднимали, фактически они все же накинули примерно по 10-20 евро на пару. Российские байеры скрепя сердце все же закупали обувь, отчасти по рациональным мотивам (см. цитату Вито Артиоли), отчасти – по эмоциональным предпочтениям (см. цитату Альдо Премоли).
Что было: данные 2008 года
Статистика подтверждает, что за ростом в первые месяцы 2008 года последовало замедление, а в последнем квартале – и резкое торможение. В результате тенденции в начале года и в конце оказались прямо противоположными, а поэтому и первые итоги за 2008 год не являются позитивными. Логично, что данные января-февраля 2009 года пока подтверждают негативную тенденцию.
Абсолютные цифры таковы: в 2008 году производство в Италии снизилось на 6,8%, или на 225 млн пар, в стоимостном выражении падение производства было меньше – на 2,1%. Наибольший спад пришелся на сегмент кожаной обуви: объем производства летней обуви уменьшился на 21,4%, сапог – на 10,3%, женской повседневной обуви – на 11,7%, мужской – на 10,3%. Кстати, это сокращение производства почти пропорционально уменьшению спроса. В 2008 году самым большим спросом пользовались кроссовки и сникерсы, спрос на классическую повседневную обувь для женщин сократился на 5,1%, на мужскую – на 9,3%.
Тем не менее в итальянской обувной индустрии остались сегменты, в прошлом году показавшие рост экспорта: безопасная обувь (+4%), прогулочная обувь для детей (+4,1%).
Что будет: предварительный прогноз на 2009 год
Ситуация и за рубежом, и на внутреннем рынке Италии будет примерно одинаковой – таковы результаты опроса предпринимателей, проведенного ANCI. 49% респондентов ответили, что ожидают снижения заказов на внутреннем рынке, 53% предприятий предполагают, что ухудшится ситуация на внешнем рынке. 39% компаний рассчитывают, что ситуация будет стабильной. Оптимистов в стране 12%, они полагают, что количество заказов внутри Италии вырастет.
Объем экспорта по деньгам останется прежним (6,9 млрд евро), но существенно уменьшится в количестве пар – итальянцы рассчитывают продать за рубеж 221 млн пар, что на 9,7% меньше уровня прошлого года. Говоря о собранных заказах на первое полугодие 2009 года, компании утверждают, что обеспечены работой как минимум на три месяца. Прогнозировать дальше они пока не берутся. Все как заклинание повторяют: «Переживем лето, там видно будет».
Занятость в обувном секторе
Болезненные уколы кризиса подтверждаются данными по закрытию предприятий и сокращению персонала. В 2008 году число работающих обувных фабрик в Италии (6263) уменьшилось на 2,9%, а количество работников сократилось за год на 2750 человек (-3,1%) и теперь составляет 85,9 тыс. человек. Только 2% работодателей в 2009 году планируют расширять штат, а около 40% планируют сокращение персонала.
По данным Национального института социального обеспечения INPS, обращение к средствам национальных касс взаимопомощи увеличилось в среднем на 36% в год. Поясним, что в Италии в кассы взаимопомощи отчисляют деньги все предприятия кожевенно-обувного сектора. Цель этих касс – в условиях падения производства сохранить человеческий капитал компаний и обеспечить выплату зарплат.
С каким багажом предприятия вошли в кризис
В 2002-2005 годах итальянские предприятия постепенно смещали производство в сторону продукции средне-высокого сегмента, что вызвало реструктуризацию всего обувного комплекса Италии: снижение объемов производства, увеличение инвестиций в исследования и организационную перестройку.
Созданный фундамент стал залогом того, что даже сейчас средняя стоимость за пару повышается, несмотря на падение объемов производства. В 2008 году средняя цена за пару составила 31 евро (на 10% больше, чем в 2007 году).
На чем сердце успокоится: варианты работы в новых условиях
«Выборочные опросы показывают, что большая часть предпринимателей верит в потенциал своего бизнеса, – говорит президент ANCI, – значительная доля стратегических программ предприятий направлена не на снижение расходов, а на новые инвестиции». Поиском новых рынков будут заниматься 60% фабрикантов, опрошенных ANCI, выпуском новых изделий – 55%, искать новые стратегии продаж намерены 50%, еще 40% респондентов планируют менять сроки производственных процессов и создания новых моделей.
Экспортный потенциал страны, по словам Артиоли, ограничен невозможностью застраховать риски экспортного кредита. Поэтому он предложил ввести для обувных фабрик льготы по страхованию зарубежных кредитов, в том числе и относительно небольших по размеру. «В нашем исследовании конъюнктуры рынка 51,7% опрошенных отметили усложнение доступа к кредитам. Это может ослабить наш экспортный потенциал. Уже сейчас нередки случаи, когда кредиты, которые берутся под зарубежные поставки, оказываются ниже минимальной суммы, которую страхует Sace, – поясняет президент ANCI. – Не менее важно понизить порог доступа к финансированию Simest, обеспечить внеплановое обслуживание и дальнейшее развитие системы консорциумов коллективной гарантии Consorzi Fidi».
Больше – значит лучше: награждение лучших байеров
Традиционно во время торжественного ужина, посвященного открытию выставки, прошло награждение лучших байеров. Призы вручались за верность итальянской обуви и объем заказов. В этом сезоне лучшими итальянскими байерами стали Феделе и Фльфонсо Аммирати, владельцы бренда Fedele, созданного в 1977 году в Оттавиано.
Лучшим байером среди иностранных предпринимателей был назван Арнольд ван Беббер, владелец немецкой сети Leiser. Кстати, одной из старейших в Германии – первый магазин Leiser был открыт в 1891 году в Берлине. Сейчас в сети 75 магазинов и 1000 работников.
Акции по стимулированию сбыта
В этом году появились некоторые изменения и в программе продвижения итальянской обуви. Для начала напомним о том, как итальянские производители ежегодно поддерживают свой международный имидж творцов моды и икон стиля.
В 2009 году продолжится рекламная кампания Golden Italy – в международных аэропортах, кинотеатрах, метрополитенах и СМИ.
Сохраняется большая программа выставочных предприятий в Италии и за рубежом при поддержке ICE, Fair System и Центра по пропаганде обувной моды (Centro Diffusione Moda Calzature). В первом полугодии итальянцы примут участие в брюссельской выставке Euroscarpa Benelux, московской «Обувь. Мир кожи», парижской T.E.C, мюнхенской Moda made in Italy, токийской Shoes from Italy, алма-атинской «Мода. Италия», киевской независимой выставке итальянской обуви. В России итальянские компании дополнительно проведут серию встреч с предпринимателями в Екатеринбурге, Новосибирске и Ростове-на-Дону.
Традиционно эти встречи были предназначены для байеров, в дополнение к ним ANCI в этом году решила организовать акцию и для конечных покупателей, освоив заодно и пространство WEB 2.0. Суть акции в организации конкурса любительского видео ANCI CREATIVITY AWARDS на тему «Почему я люблю итальянскую обувь». Конкурс проходил на специально созданном для этого сайте www.zooppa.com. Всего было прислано больше 200 работ из Италии, Франции, Германии, США, России и Великобритании. Первое место заняла работа Алессандро Меуччи My Personal World www.zooppa.com/i-love-italian-shoes/videos/2971. Итальянец по происхождению, Меуччи сейчас живет в Токио. По мнению жюри, в своем видеоролике Меуччи отразил все ценности, жизненно важные для итальянской обувной индустрии: качество материалов и работы, дизайн, креативность, изобилие ручного труда, способность к инновациям. Акция продолжится в следующем году. В идеале, по замыслу создателей, сайт должен стать местом для обмена мнениями об итальянской обуви покупателей из разных стран, а также для того, чтобы производители принимали эти мнения к сведению. Кстати, та итальянская компания, обувь которой окажется «участницей» ролика-победителя конкурса, получит премию от владельцев сайта. В этом году победителем стала компания Mario Bruni.
Статистика выставки
Коллекции сезона «Осень-зима 2009/2010» продемонстрировали 1611 компаний, из них 572 – из-за рубежа (Испания, Португалия, Великобритания, Франция, Бразилия)
72 тыс. кв. м
38 тыс. посетителей
Главные экономические индикаторы обувной индустрии Италии
(источник ANCI)
|
2008 год, % |
Первая половина 2009 года |
Объем производства |
-6,8 |
Продолжающееся падение |
Динамика цен на внутреннем рынке Италии |
+3 |
Уменьшение |
Динамика цен за рубежом |
+2,5 |
Уменьшение |
Процент использования производственных мощностей |
86 |
81% |
Расходы домохозяйств (по количеству купленных пар) |
-2,7 |
|
Расходы домохозяйств (по стоимости) |
-4,8 |
|
Экспорт (по количеству пар) |
-9,1 (январь-ноябрь) |
|
Экспорт (по стоимости) |
+0,8 (январь-ноябрь) |
|
Импорт (по количеству пар) |
-10,5 (январь-ноябрь) |
|
Импорт (по стоимости) |
+2,1 (январь-ноябрь) |
|
ТОП 10 главных стран-импортеров итальянской обуви
(источник ANCI, ISTAT)
|
2008 год, % |
Первая половина 2009 года |
Объем производства |
-6,8 |
Продолжающееся падение |
Динамика цен на внутреннем рынке Италии |
+3 |
Уменьшение |
Динамика цен за рубежом |
+2,5 |
Уменьшение |
Процент использования производственных мощностей |
86 |
81% |
Расходы домохозяйств (по количеству купленных пар) |
-2,7 |
|
Расходы домохозяйств (по стоимости) |
-4,8 |
|
Экспорт (по количеству пар) |
-9,1 (январь-ноябрь) |
|
Экспорт (по стоимости) |
+0,8 (январь-ноябрь) |
|
Импорт (по количеству пар) |
-10,5 (январь-ноябрь) |
|
Импорт (по стоимости) |
+2,1 (январь-ноябрь) |
|
Количество обуви, купленной домохозяйствами, итальянская версия
(источник SITA RICERCA)
|
2008 год, % |
Первая половина 2009 года |
Объем производства |
-6,8 |
Продолжающееся падение |
Динамика цен на внутреннем рынке Италии |
+3 |
Уменьшение |
Динамика цен за рубежом |
+2,5 |
Уменьшение |
Процент использования производственных мощностей |
86 |
81% |
Расходы домохозяйств (по количеству купленных пар) |
-2,7 |
|
Расходы домохозяйств (по стоимости) |
-4,8 |
|
Экспорт (по количеству пар) |
-9,1 (январь-ноябрь) |
|
Экспорт (по стоимости) |
+0,8 (январь-ноябрь) |
|
Импорт (по количеству пар) |
-10,5 (январь-ноябрь) |
|
Импорт (по стоимости) |
+2,1 (январь-ноябрь) |
|
Расходы домохозяйств на обувь, итальянская версия
(источник SITA RICERCA)
|
2008 год, % |
Первая половина 2009 года |
Объем производства |
-6,8 |
Продолжающееся падение |
Динамика цен на внутреннем рынке Италии |
+3 |
Уменьшение |
Динамика цен за рубежом |
+2,5 |
Уменьшение |
Процент использования производственных мощностей |
86 |
81% |
Расходы домохозяйств (по количеству купленных пар) |
-2,7 |
|
Расходы домохозяйств (по стоимости) |
-4,8 |
|
Экспорт (по количеству пар) |
-9,1 (январь-ноябрь) |
|
Экспорт (по стоимости) |
+0,8 (январь-ноябрь) |
|
Импорт (по количеству пар) |
-10,5 (январь-ноябрь) |
|
Импорт (по стоимости) |
+2,1 (январь-ноябрь) |
|
Пожалуйста оцените статью |