Генеральный директор российской обувной компании «Юничел» Владимир Денисенко - о новой ситуации на рынке, перспективах импортозамещения в отрасли и будущем российских обувщиков
За последние месяцы экономические условия поменялись радикально, но полное осознание новой реальности придет позже. Пока еще что-то продолжает делаться по инерции, на старых запасах комплектующих и материалов, да и производственные планы, текущие бизнес-задачи никто не отменял. Операционная деятельность не дает возможности погрузиться в размышления о неопределенности, в которой мы оказались. О том, на сколько вырастут розничные цены на обувь, смогут ли российский производители заменить импортные комплектующие и материалы для обуви, чем опасен для обувных компаний параллельный импорт, о корректировке планов развития, в эксклюзивном интервью SR рассказал генеральный директор российской обувной компании «Юничел» Владимир ДЕНИСЕНКО.
Владимир Степанович, на фоне общего роста цен один из самых актуальных вопросов: на сколько выросла цена на обувь «Юничел» для конечного потребителя?
Цена, конечно, выросла по всему рынку обуви, и мы - не исключение. Причины вполне объяснимые и известные всем – скачки курса валют, рост цен на материалы и комплектующие, удорожание логистики. Но если у всех остальных она выросла на 30-100%, то у нас, в среднем, на 12-15%.
При ценообразовании мы исходим из того, что у нас бОльшая часть материалов - российские, импортная составляющая – не более 30%, и мы ее уменьшаем. Работа была начата еще задолго до событий последних двух лет, и ее результаты наилучшим образом влияют и на себестоимость, и на сдерживание роста цен. Сейчас мы вынуждены покупать все уже по новым ценам, менять каких-то поставщиков — в общем, основательно работаем с себестоимостью, чтобы она росла в разумных пределах.
Так будет и в дальнейшем, но конечная цена зависит от курса доллара и экономической ситуации в целом, от того, сохранится ли платежеспособность потребителя. Пока у нас продажи идут неплохо, с хорошим приростом по сравнению с прошлым годом. Чего ждать дальше, когда у потребителя закончатся деньги, и он начнет их оставлять только на продукты питания? Это пока вопрос, и сегодня никто не сможет сказать вам, какой будет конечная цена на обувь.
Но в целом баланс на рынке будет определяться наличием обуви. И в зимний сезон мы прогнозируем, что ее уже может быть меньше, потому что срываются сроки поставок, предприятия стараются меньше покупать по предоплате, да и вообще избегают больших трат, а с другой стороны – потребитель беднеет.
Тем не менее, фабрика «Юничел» зимнюю коллекцию производит, порядка 50-60% всех материалов для нее куплены до спецоперации по адекватному курсу, остальное будем оплачивать по текущим ценам и, я думаю, мы можем держать цены ниже рынка.
Можно ли полностью заменить импортные комплектующие на российские, или придется отказываться от выпуска каких-то моделей?
Часть комплектующих мы будем менять на российские, но, в основном, здесь идет речь о другой замене. Если раньше какие-то позиции мы закупали в Италии, то сейчас начинаем пробовать, например, в Турции - картоны, межподкладочные материалы. И, в принципе, это тот же импорт, но появляются более надежные и менее рискованные поставки. Хотя в цене выигрыш небольшой. Отдельные материалы закупали в Китае, но эта страна нас пугает неопределенностью и срывом сроков поставок, надо очень задолго начинать поставки по материалам. Сейчас на производстве - непростой период перестройки всех процессов.
Но заменить импортные комплектующие полностью на российские пока невозможно: картонов в России просто нет, качественных ниток тоже - таких, которые бы гарантированно заменили немецкие и итальянские. Поэтому пока в плане полного импортозамещения комплектующих и материалов для обуви перспективы туманны, хотя мы ищем и пробуем.
Найти замену – не единственная проблема. Сегодня фабрика оснащена новейшим современным оборудованием, и, к примеру, немецкое и итальянское оборудование работает на нитках Gutterman. Мы пробовали нитки других производителей, но где-то кручение не совпадает, где-то – скорость, и конечно, лучше идут «родные». Хотя в любом случае, заменять можно, но качество шитья от этого не улучшится.
Самая благополучная ситуация с кожей: мы долгое время работали с большими объемами корейской, турецкой, испанской кожи, но за последние два-три года практически полностью ушли в сторону российских кож и, как оказалось, двигались в правильном направлении. Отечественная кожа есть и приличного качества - и на мужскую, и на детскую, и на женскую обувь. Другое дело, что сами российские кожзаводы начали менять цены, ссылаясь на рост стоимости сырья и химии. Мы работаем со всеми, корректируя объемы заказов, исходя из цены и качества.
Что касается термоэластопластов для производства подошв, гранулы научились делать в Подмосковье, часть – в Кирове. Раньше это сырье мы закупали в Италии, сейчас рассматриваем предложения российских предприятий. Думаю, мы сможем работать на отечественных материалах без потери качества. При прочих равных, выбор будем делать в пользу отечественных компаний, с иностранными - сложная логистика, невнятные поставки, напряженная обстановка на границах, жесткие требования по предоплате. А вот по полиуретанам, можно сказать, что положение безвыходное, даже если фабрика находится в России, все комплектующие она везет из Германии и Италии.
Сейчас многие поставщики пытаются показать свою значимость, это или от их собственной наивности, или от желания воспользоваться моментом и не упустить своего. Стабильность отношений – вот самое главное, что ценится. Платежи, графики, отсрочки платежа – надо идти навстречу всем, кому ты можешь, и все будет нормально. А пытаться в тяжелой ситуации загнать партнеров в угол и доказать собственную незаменимость - путь в никуда. Стабильность наступит, а к тебе никто не вернется, другие каналы все равно найдутся.
Вот в таких ситуациях и определяется порядочность поставщиков и качество деловых отношений. Не люблю, когда выкручивают руки. Всегда строю бизнес, играя вдолгую. Мы пережили четыре кризиса и из каждого выходили с поднятой головой. Мы все делаем для того, чтобы основательно стоять на ногах. И пока у нас получается.
Вижу, что в данный момент полностью отказаться от импорта невозможно. Скорее, импорт просто поменяет географию - с Европы на Юго-Восточную Азию. 80% обуви в мире шьется в Китае, в том числе хорошей и дорогой, из нормальных материалов. Здесь вопрос цены, качества и времени.
А замена итальянских комплектующих не ухудшит качество?
Нет. Межподкладки и фурнитуру в Италии мы давно не закупаем, потому что слишком дорого. От покупки подошвы тоже постепенно отказались, покупали только отдельные фасоны, например, зимние «антигололед» с шипами. Задолго до всех сегодняшних событий, у нас уже шел естественный процесс по уменьшению объемов закупок из Италии, а сейчас он просто ускорился. Ничего страшного здесь я не вижу, качество не пострадает, ассортимент тоже.
Возвращаясь к вопросу импортозамещения в нашей отрасли: это миф, что прямо сейчас на рынке появятся российские комплектующие и российское оборудование. Чтобы создать эффективное производство с нуля, нужны годы – работы, инвестиций, энтузиазма и нервов, нужны специалисты, оборудование и самое главное - желание, чтобы делать это выгодно.
Сегодня обувь в Россию выгоднее привезти, чем шить здесь, потому что у российских производственников в нашем секторе если рентабельность 5-7% - это уже здорово. Но допустишь хоть одну ошибку — уйдешь в убыток. Я не раз говорил о том, что надо думать о поддержке обувной отрасли, выпуска материалов и комплектующих, но считалось, что китайское есть - и хорошо.
Казалось бы, мы - суперпрофессионалы, своими силами делаем все: колодки, заготовки, стельки, производим подошвы из полиуретана и термоэластопласта – по сути, «Юничел» – обувная империя, практически полностью обеспечивающая свои потребности, нигде в Европе такого нет. Мы всю жизнь этим занимались, даже в самых тяжелых условиях. А теперь, когда вроде бы ситуация в мире дает фору российским производителям, мы не можем увеличить производство, запустить новые потоки, набрать новое оборудование просто невозможно. Удержать бы то, что есть сейчас…
У меня нет иллюзий на счет того, что сейчас на рынок выйдут новые отечественные игроки. Может быть, рынок обелится, станет видно, кто «шил в темноте», а кто официально. Но никто не вырастет. Если только на 10-15% - дай Бог, а если на 20% за год-два – они просто герои. Но я в это не верю.
Ваше мнение о легализации параллельного импорта. Как это может повлиять на обувной сегмент?
Это история про то, когда под благим предлогом начнет отмываться контрабандная продукция. Россия и раньше была завалена контрабандой без параллельного импорта, более 60% обуви на российском рынке были контрабандными. И сейчас мы рискуем получить то же самое. Как это будет? Раньше, к примеру, Adidas, можно было привезти в РФ только с разрешения Adidas, а теперь будут везти все и говорить: «Нам разрешения не надо, ведь это – Adidas». А кто подтвердит подлинность товара?
По сути, может произойти легализация серой торговли, что очень плохо для всех. Кому надо купить настоящую сумку Gucci, он ее купит, и за этот сегмент покупателей в России надо беспокоиться меньше всего. Надо беспокоиться за те 80%, которые все покупают только поддельное, потому что на другие товары денег нет. Этих людей вполне устроит, если сумка или обувь будут качественные и актуальные, но другого производителя, пусть даже не известного. Желание вполне нормальное, и маркетплейсы хотят узаконить статус сомнительных товаров, чтобы зарабатывать на этом деле легально и масштабно. С точки зрения покупателя – плюсы в виде широты выбора и доступности любого бренда очевидны. Но я, как производственник - не сторонник таких нововведений.
Будет ли меняться стратегия развития компании с учетом сложившейся ситуации?
Дело в том, что сейчас никто не знает, в какую сторону ситуация пойдет, и чем она закончится. Поэтому что-то сейчас говорить преждевременно. К сожалению, пока все напряженно. Могу сказать, что мы работаем, сохраняем кадры, обувь наша востребована.
Конкретно зимняя коллекция, которая сейчас производится на фабрике, претерпела какие-то изменения по количеству моделей, их по внешнему виду?
Коллекции отшиваются по намеченному ранее плану, мы откорректировали не более 5% коллекции: какие-то модели объединили, пересмотрели цветовые гаммы с учетом ситуации - немного уменьшили количество белых и бежевых моделей. Для коллекции будущей осени и зимы все было закуплено и заряжено заранее. Модели разработаны, заказы сделаны, комплектация есть или в пути. А вот для коллекции весна-лето 2023, которая сейчас в разработке, мы действуем уже с учетом оптимизации поставок, материалов, взвешиваем, что мы реально можем сделать, а что - нет из-за проблем с поставками, которые сейчас вырисовываются.
Будут ли открываться новые магазины "Юничел"?
Сегодня ситуация такова, что наша франчайзинговая сеть продает без всякой трансформации то, что мы выпускаем. И продажи растут – отчасти играл роль ажиотажный спрос, смена сезонов в марте-апреле, отчасти благодаря нашим ценам, которые мы держим ниже рыночных. Весь объем, который мы производим, продается и востребован. В текущей ситуации мы притормозили работу по открытию магазинов в торговых комплексах, так как пока непонятно, уйдут ли все бренды, временно приостановившие свою работу, и как это скажется на трафике.
Но надо сказать, что арендодатели стали понятливее и сговорчивее: с теми, кто идет навстречу, мы продолжаем сотрудничество, да и в целом работаем над эффективностью торговли. Сейчас в меньшей мере вкладываемся в рекламные кампании, потому что самая лучшая реклама – это приятный магазин, хороший продавец и ваш друг, который сказал, что в «Юничел» он получил хороший сервис при покупке, сама обувь ему понравилась, и он купил там три пары. Вот это - лучшая реклама.
Открытие магазина в торговом комплексе требует серьезных вложений, а мы вынуждены экономить, деньги нужны на зарплаты коллективам. Мы уже проиндексировали и увеличили заработные платы каждому сотруднику. Эти затраты для нас сейчас стратегически важнее. Время тяжелое и нестабильное, мы понимаем, что своим людям надо помогать.
Возможный уход с нашего рынка западных игроков - это карт-бланш для российских брендов…
Российским брендам никогда не мешали ни Zara, ни H&M, ни кто-либо другой. У них продавалась не какая-то заоблачная обувь, а обычные модели, может, более интеллигентно сделанные, более смелые по дизайну, идущие в комплекте с одеждой в единой капсуле. Но они и стоили на порядок дороже, чем наша продукция.
Нашим конкурентом всегда был нелегальный Китай, из которого везли обувь, но много и часто «серыми» путями, фурами, через Казахстан. И по цене с нами конкурировал только он. За последнее время, благодаря введению маркировки, рынок обелился, хотя и не полностью. Такой китайской продукции стало меньше, поэтому и нам продавать стало немного легче.
У нас в стране очень низкие пошлины на ввоз обуви из-за границы, при таких пошлинах производства в России не будет никогда. Необходимо, чтобы пошлины на ввоз обуви из-за рубежа были не менее 10-15%, как это делается во всем мире, тогда российским производителям работать будет выгодно. И только тогда отечественный производитель сможет вкладываться в развитие и строить бизнес на перспективу. А сейчас, повторюсь, выгоднее привезти из Китая и продать, поэтому говорить можно так: выгодно ли в России производить? – Нет; Торговать? – Да.
Какие изменения будут в онлайн-торговле?
«Юничел» представлен на основных маркетплейсах, мы себя чувствуем достаточно уверенно и планомерно растем каждый год, для нас это неплохие перспективы, больше с точки зрения имиджа, повышения узнаваемости бренды, в том числе и в странах ближнего зарубежья, где, например, наша офлайн-розница не присутствует.
Если же говорить о маркетплейсах в целом, то, если через них наладятся поставки дешевой продукции из Китая, и все это будет продаваться в сумасшедших объемах, потому что ни налогов, ни маркировки, ни контроля за экологией, за материалами, за правдивостью указанной информации, там нет, если синтетика будет выдаваться за кожу, то онлайн-торговля будет процветать.
Ваш прогноз: как может поменяться расстановка сил на российском обувном рынке? Кто будет диктовать правила, и какую долю могут занять российские производители?
Диктовать правила будет контрабанда, если она будет, а также серый и черный импорт – массовые поставки такой обуви. К сожалению, правила игры на массовом рынке сегодня определяют они. Если все это продолжится, то ничего не поменяется: отечественным обувщикам как было тяжело, так и будет. Им и так всегда было нелегко, а сейчас добавились сложности с логистикой, перебои в поставках, требование предоплаты.
Пока для российских производителей в легкой промышленности не появятся нормальные условия для налогообложения, ничего не изменится. Сейчас мы платим 30% социальных налогов, а предприятия с численностью сотрудников в два раза меньшей, чем у нас, платят 15%. Вывод о том, как лучше жить российскому крупному бизнесу, напрашивается сам собой. Но в эти игры играть не хочется. Получается, все наши законы не направлены на поддержку крупных предприятий. Сегодня у нас 6% реального производства - в малых и средних предприятиях, остальные –посредники, и мы их растим. А надо создавать условия для промышленных предприятий, чтобы производственникам было выгодно развиваться, а не в тень уходить.
Уважаемые наши подписчики!!!
Этот и другие эксклюзивные материалы, мнения экспертов и новости индустрии читайте в наших Телеграм-каналах
Пожалуйста оцените статью |