Отечественное производство в России можно поставить на ноги лишь при условии девальвации рубля. К такому выводу пришел генеральный директор компании STAR Manager Consulting Андрей Гусев во время семинара на выставке CPM. Станет ли девальвация спасательным кругом для российских производителей?
Силы, толкающие маятник
По прогнозам Андрея Гусева, финансовая ситуация может дестабилизироваться в конце осени. Это связано как с кризисом неплатежей в банковском секторе, так и с возможным понижением цен на нефть. На стороне рубля рост цен на нефть. Главный фактор, играющий против рубля, – падение российской экономики. Всемирный банк в очень пессимистичных тонах заявил, что в 2009 году ВВП России снизится на 7,9%, при этом нас ожидает 12%-ная безработица.
Чтобы остановить падение ВВП, правительство будет проводить стимулирующие действия: увеличивать госрасходы, снижать процентные ставки и ослаблять рубль.
Может показаться странным, что правительство РФ играет в данный момент против рубля, но Гусев считает, что здесь нужно оговориться: эта игра пока с оттенком нейтралитета. Однако давление возрастает, в том числе психологическое давление на конкретных чиновников, от которых ждут результатов – положительных цифр роста. И если сейчас на фоне текущей конъюнктуры на валютных и сырьевых рынках Центральный Банк России не предпринимает активных действий по ослаблению рубля, то ближе к концу осени мы можем увидеть, вероятно, иную картину.
Значимость фактора инфляции в отличие от предыдущих лет сейчас снижена, и она не будет препятствием на пути второй волны девальвации.
Шоковая терапия
Итак, власти не хотят второй девальвации, и пока нефть стоит дорого, они могут себе это позволить. Но, с другой стороны, она просто необходима для подъема реального сектора. За подтверждением Гусев обращается к инвестиционной компании «Проспект»: «Основной целью первой волны девальвации была необходимость снизить влияние импорта, – рассуждают в ИК «Проспект». – Эта задача была с успехом решена, но второй важный аспект девальвации – восстановление и запуск производства – не был реализован». Промышленное производство в случае достаточной глубины падения российской валюты может начать рост. Сам Гусев считает, что в случае новой волны девальвации даже на уровне 30-40% отсечение импорта вполне реально. Во-первых, импорт сокращается в настоящее время самостоятельно. Во-вторых, в настоящее время доллар стоит дешево относительно мировых валют, что позволит во время нового этапа девальвации более обесценить рубль к евро, что с учетом структуры импорта РФ позволит серьезнее сократить импорт. Наиболее серьезный удар придется на социальный сектор, прежде всего на те слои населения, которые зависят от социальных платежей.
Взвешивая «за» и «против», можно сказать, что пока весы склоняются к последнему варианту, однако и первый все же стоит иметь в виду. На что еще нужно обратить свое внимание, планируя работу на два года вперед.
Ключевые тренды российской экономики на 2009-2010 годы
Окончание «голландской болезни» в экономике РФ. Снижение значимости сырьевых отраслей
Падение ВВП в 2009 году на 7-8% при реальной инфляции в 20%. Но «дно» уже пройдено!
Сокращение бюджетов: региональных – на 30-35% от уровня 2008 года, российского – на 20% от 2008 года
Дефицит национального и региональных бюджетов (до 10% от ВВП, ВРП) на 2-3 года вперед
Низкая скорость реакции властей на реальные вызовы кризиса. Ситуация развивается по инерционному сценарию, но с плавным переходом к кардинальным изменениям в экономике
Отсутствие реальных подвижек по снижению административных барьеров
Банковская система спасена (IV квартал 2008 года). К концу 2010 года количество банков сократится с 1000 до 500-600
В проекты по поддержке реальных секторов экономики (вход в капитал, замещение кредитов, инфраструктурные проекты, выкуп жилья у застройщиков и др.) будет инвестировано более 2,5-3 трлн руб. за 2 года
Происходит принудительная смена региональных властей и элит (за ближайшие 2 года сменятся еще 15-20 губернаторов)
Создаются предпосылки для создания рублевой валютной зоны на территории бывших республик СССР.
Прогноз падения рынка одежды
Спрос на одежду продолжает снижаться: спад составит от трети до половины. Треть российских продавцов одежды не переживут снижения потребительского спроса и уйдут с рынка уже к концу года, предрекают европейские эксперты. Участники отечественного рынка признают, что спрос действительно упал и нераспроданными останутся до 50% летних коллекций. Но при этом они не ожидают массового разорения игроков: с рынка уйдут мелкие и слабые торговцы. На фоне плохих продаж для таких ретейлеров становится непосильной арендная плата: в самых бойких местах арендные ставки не снизились, а даже выросли на 30-35%, поскольку договоры по-прежнему заключаются с привязкой к валюте. Из-за таких сложностей закрылись бутики Stella McCartney и Alexander McQueen на Кузнецком Мосту. Российские игроки по-разному оценивают развитие событий.
Генеральный директор сети магазинов «Вещь!» Ольга Еремеева:
- Люди стали покупать меньше, мы это видим и по снижению трафика в торговых центрах, и по сокращению частоты покупок, спрос упал на 20-25%.
Fashion-директор компании «Энроф» (Mexx, Calvin Klein, Topshop) МаксимаАгаханов:
- Треть продукции летнего сезона не будет продана.
Генеральный директор Vassa Вячеслав Грановский:
- Часть коллекций не распродается, а часть распродается с очень большим дисконтом. И осень не принесет ничего хорошего. Новый товар будет плохо распродаваться: люди почувствовали вкус к распродажам. Эта тенденция проявится в полной мере осенью.
Глава Richemont Luxury Group в России Дмитрий Еремеев:
- Осень для продавцов будет тяжелой, поскольку им в лучшем случае удастся продать половину товара летнего сезона.
Заместитель гендиректора Finn Flare Анна Сироткина:
- Ситуация на рынке все же стабилизируется. Компании избавляются от стоков, освобождая финансовые ресурсы на закупку новых коллекций. И если наш рынок осенью не накроет второй кризисной волной, то можно будет уверенно планировать будущие сезоны.
Управляющий партнер ITMM GmbH Райнхард Е. Депфер:
- Объем розничных продаж одежды в России упадет в текущем году вдвое из-за резкого снижения объемов закупок со стороны российских импортеров, в фазу роста рынок войдет не ранее 2011 года. В условиях нехватки ликвидности российские импортеры сократили закупки осенне-зимних коллекций на 40%, и есть основания прогнозировать еще более глубокое падение рынка в 2010 году.
В 2009 году емкость российского рынка одежды в номинальных розничных ценах составит $20,3 млрд по сравнению с $32 млрд в 2008 году. А если учесть, что 35-40% товара осядет на складах в виде непроданных остатков, то реальный объем рынка составит $15 млрд, то есть снизится на 50%.
Российский одежный ретейл в начале этого года пережил панику и дезориентировался из-за девальвации рубля и падения потребительских расходов на одежду вдвое, и в следующем году улучшения ситуации не произойдет.
В 2010 году российский рынок опустится до уровня 2004 года и составит около $17 млрд. Не исключен дефицит предложения одежды, поскольку треть российских одежных ретейлеров средней руки не выживут и уйдут с рынка.
Лишь в 2011 году можно наблюдать рост продаж, который, впрочем, не превысит 10%. Это будет решающий год для бизнеса: начнется массовая реструктуризация и консолидация рынка, будут сделки слияний и поглощений, а с 2013 года все опять пойдет вверх и пойдет вторая волна розничного бума.
Российский рынок одежной розницы все еще далек от насыщения: среднедушевой объем потребления продукции легкой промышленности в РФ вдвое меньше такого же показателя в Германии, поэтому вторая фаза бума неизбежна.
Пожалуйста оцените статью |