Про обязательную маркировку обуви, которая вводится в России с 1 марта 2020 года, уже многое написано, но мы решили еще раз спросить сам бизнес про готовность к работе по новой системе. Вопросов, которые мы озвучивали, было три:
Представители компаний подробно рассказывают о своей текущей ситуации.
«Мы уже поставляем маркированную обувь, но есть проблемы с автоматизацией передачи и обработки данных в ЦРПТ. У розницы остаются нерешенными проблемы с возвратом, переброской и т.д. Позитивное настроение по поводу даже снижения нелегальной продукции (контрафакта, плагиата) категорически не разделяю. Я считаю, что кто думает иначе - или неисправимый оптимист, у которого оптимизм превалирует над разумным анализом, или имеет свои интересы и надеется половить рыбку в мутной воде (вот их-то я понимаю, так как хоть мотив понятен), или же наивный невежда».
«Мы активно готовимся к маркировке продукции, но в связи отсутствием четкой дорожной карты и постоянным внесением изменений в методические рекомендации со стороны ЦРПТ, процесс подготовки сильно усложняется. Последняя информация от ЦРПТ о том, что коды агрегации, могут быть присвоены только одинаковым товарам, находящимся в упаковке, вообще поставила всех участников рынка в сложное положение. Это связано с тем, что размер обуви является неотъемлемой характеристикой обуви, и для того, что бы внутри упаковки находились одинаковые товары, они должны быть ни просто одного артикула, но и одного размера. А это невозможно, потому что любой клиент, заказывая обувь, хочет получить ее в размерной сетке с 36 по 41 размер в одной коробке.
В то же время обойтись без кодов агрегации крупные игроки рынка тоже не смогут, потому что в случае их отсутствия, при поступлении товара на склады, его придется принимать попарно, а это парализует работу склада. Поэтому мы вынуждены внедрять собственные коды агрегации, но они будут отсутствовать в базе ЦРПТ, и поэтому будут недоступны нашим оптовым покупателям. В результате чего, при приемке товара клиентам придется вскрывать каждую коробку и ставить на учет каждую пару отдельно, а это сильно усложнит и замедлит процесс выставления товара на полки магазинов, особенно в крупных сетях. И это - лишь одна из проблем, с которыми мы постоянно сталкиваемся в процессе внедрения маркировки. До размещения заказов и начала процесса маркировки осталось совсем немного времени, а четких рекомендаций до сих пор нет.
Мы очень надеемся на то, что нелегальная продукция покинет рынок, потому что в противном случае ничего, кроме сложностей и дополнительных затрат, мы не получим».
«Все пять компаний, входящих в WORTMANN GROUP в России, участвуют в пилотном проекте. В настоящий момент мы дорабатываем наши информационные системы в России и Германии и выстраиваем логистические процессы для успешного старта обязательной маркировки для нас и наших клиентов.
На сегодняшний день мы укладываемся в планируемые сроки внедрения и не видим препятствий, которые могли бы помешать нам реализовать проект к установленной законодательством дате – 1 марта 2020 года.
Мы разделяем позитивное настроение и уверены в том, что нелегальная продукция если и не исчезнет с рынка полностью, то, как минимум, объем ее уменьшится в несколько раз. Конечно, для достижения этого результата потребуется определенное время и усилия со стороны как бизнес-сообщества, так и государственных органов».
«Мы участвовали в пилотном проекте по маркировке, в целом, работаем над этой задачей уже больше года. На текущий момент все основные бизнес-процессы и технологии отработаны. Генерация кодов осуществляется в автоматизированном режиме: мы получаем коды, их распечатываем и наносим на коробки. Можно сказать, что наши корпоративные IT-системы готовы к движению товара по новой схеме.
Необходимость отслеживать движение товара на каждом этапе, начиная от производителя и заканчивая реализацией в магазине, потребовала от нашей компании несколько изменить логистику и ряд бизнес-процессов. Реализация маркировки связана с затратами на приобретение дополнительного оборудования (терминалы сбора данных), на расширение дискового пространства (поскольку кратно увеличатся объемы обрабатываемой информации), на разработку программного обеспечения (большую часть работ мы выполнили сами, но для решения специфических задач все-таки привлекали внешних подрядчиков).
На текущий момент остаются нерешенными несколько технических вопросов: пока в системе единого оператора маркировки (ЦРПТ) не генерируются групповые коды (для коробов по 12 пар, в которые обычно пакуется обувь, и для фур, которые доставляют товар через таможню); также система ЦРПТ не обеспечивает необходимую для нас скорость обработки данных, поэтому единовременно невозможно загрузить большое количество кодов; некоторые этапы движения товара не разъяснены (например, возврат товара в магазине). Поскольку проект достаточно сложный и затрагивает большое количество участников, он требует больше времени на реализацию и доработку. Думаем, что к моменту запрета оборота немаркированной обуви в России (с февраля 2020 года) эти вопросы будут решены.
Обувной рынок — третий по объемам потребительский рынок в стране. При этом на рынке есть достаточно большая доля нелегального импорта, которая, в зависимости от ценового сегмента, может достигать 30%. Поэтому маркировка, которая делает движение всех товаров прозрачным, позволит вывести рынок в легальное поле. Бенефициарами этого процесса являются три основные стороны: государство, которое увеличивает налогооблагаемую базу; профессиональные производители и ретейлеры, которые получат возможность увеличить долю на рынке за счет ухода недобросовестных игроков; потребители, которые будут знать историю происхождения товара и получат дополнительную гарантию качества.
Сейчас пока рано судить о результатах проекта, мы еще находимся на переходной стадии. Мы видим, что маркировка значительно меняет бизнес-процессы и логистику компании, увеличивает объемы электронного документооборота в разы, приводит к дополнительным затратам. В то же время, она позволит рынку перейти на новый этап развития, так как многие компании, особенно мелкие, будут вынуждены автоматизировать те бизнес-процессы, которые ранее они не сильно стремились автоматизировать. Маркировка также позволит сделать конкуренцию на рынке более честной, от чего в конечном итоге выиграют профессиональные игроки — ретейлеры и производители».
«К маркировке наша компания начала поэтапную подготовку с момента официального сообщения о готовящихся изменениях в правовом регулировании в обувной отрасли. На текущий момент мы в штатном режиме осуществляем отгрузки полностью промаркированной продукции нашим партнерам.
Конечно, некоторые вопросы по функционированию новой системы имеются - возвраты, брак, пересорты и т.д., которые так или иначе возникают в цепочке изготовитель-поставщик-клиент-конечный потребитель. Любое начинание чего-то масштабного предполагает проблемы подобного характера на первичном этапе, но, как показывает практика, со временем весь механизм отлаживается и начинает работать как часы. Поэтому настрой, скорее, можно назвать позитивным.
Разделяю ли я позитивное настроение, что с рынка уйдет нелегальная продукция? В данном вопросе даже присутствует ощущение уверенности. Как минимум, конкурентная среда станет прозрачной, правила игры понятными и равными для всех участников рынка».
«Система маркировки полностью готова и работает для наших клиентов. Мы уже ввезли в Россию обувь с кодами маркировки. Настроение очень положительное, ведь после 1 марта 2020 года все игроки рынка окажутся в одинаковом положении, и, я надеюсь, что такие понятие как серый импорт и контрабанда, исчезнут навсегда!»
«Компания АХА является участником пилотного проекта, и сегодня практически готова к маркировке. Опробировали 2 способа маркировки: на производстве в Италии и на сборных складах в Германии. Результаты положительные. Корректируем незначительные недочеты. Что касается нелегальной продукции на рынке, она, на мой взгляд, уменьшиться, но до конца не уйдет».
«Что касается маркировки, в компании Salamander все идет по плану. Мы уже подготовили все консолидирующие склады, закупили необходимое оборудование и обновили программное обеспечение. Сейчас идет настройка протоколов и интеграция с ЦРПТ».
«Мы наблюдаем за процессом подготовки к маркировке обуви. В уход с рынка нелегального товара не верим и не разделяем радости конкурентов».
«Все ведущие международные компании подали заявку на тендер, чтобы выбрать лучшую компанию по маркировке. Мы ждем информацию. Мы всегда верим в лучшее, что рынок будет расти, что на клиентах и розничной цене, надеюсь, нововведения не отразятся, что меньше будет серого импорта, надеемся, что подделок не будет вообще. Мы - премиальный сегмент, для нас это очень важно».
«АО «Егорьевск-обувь» (ТМ «Котофей») в проекте «Маркировка (Обувь)» с начала эксперимента: принимает участие как в проектно-экспертной группе при Минпромторге России, так и в расширенной экспертной группе «Обувь» при отраслевых ассоциациях. В рамках проекта на 1 октября 2019 года, по нашему мнению, в рамках всего рынка на удовлетворительном уровне реализованы процессы ввода марок в оборот при производстве продукции, при этом процессы учета маркированной обуви, учета передачи марок при передаче обуви реализованы на уровне бизнес-логики в системе маркировки, но до сих пор отсутствуют приемлемые программные решения, на которых могли бы работать участники обувного рынка с небольшими IT-компетенциями. Соответственно, мы, как производитель, можем производить маркированную обувь, но дальнейший ее учет и передача между производителем-дистрибьютором-розничной точкой продаж сейчас возможен только в отложенном режиме с последующим занесением сведений в ГИС МП. Безусловный лидер учетных решений для малого и среднего бизнеса - компания 1С уже дважды переносила даты релиза процессов маркировки в своих продуктах. Помимо этого, до сих идут согласования по реализации таможенного оформления, а также достаточно много вопросов, связанных с интернет-торговлей. Все это пока не позволяет говорить о готовности рынка к внедрению всей системы маркировки.
Мы ожидаем, что 2020 год в любом случае для всего обувного рынка пройдет в режиме внедрения, апробации и отладки, процессов маркировки. Безусловно, это потребует дополнительных временных и финансовых ресурсов во всех звеньях товаропроводящей цепи. При этом запуск системы прослеживаемости, по большому счету, даст контролирующим органам инструмент для быстрой идентификации происхождения обуви. Дальнейшее же «обеление» рынка зависит в том числе и от того, каким образом этот инструмент будет использован. Мы надеемся, что в среднесрочной перспективе - 3-5 лет - это позволит сократить контрафакт обуви до уровня 5-10%».
Материал подготовила Екатерина Сергеева
Эта статья была опубликована в номере 171 печатной версии журнала.
Пожалуйста оцените статью |