Мы проанализировали данные исследования «Российский индекс целевых групп», ежегодно проводимого компанией Synovate Comcon, и выяснили, как изменилось потребление различных категорий обуви на протяжении восьми лет и какие виды обуви российские покупатели чаще всего покупают сегодня.
Synovate Comcon — одна из первых исследовательских компаний в России, работает на рынке маркетинговых исследований нашей страны около 20 лет. Проводит более тысячи проектов в год в двухстах городах России.
Российский индекс целевых групп — регулярное исследование потребления товаров и услуг, стиля жизни и медиапредпочтений, проводимое компанией Synovate Comcon ежеквартально в крупных городах России. Его статистические данные достоверны для России в целом, а также для Москвы, Санкт-Петербурга, 10 основных макрорегионов России, 7 федеральных округов и отдельных крупных городов. Выборка репрезентирует взрослое (от 16 лет) и детское население (10-15 лет) России в городах с населением от 100 тыс. человек. Полученные данные репрезентативны для 62,4 млн. человек или 24 млн. домохозяйств России. Каждый квартал опрашивается около 7000 человек, или 28 000 человек (14 800 домохозяйств) в год, благодаря чему ошибка выборки не превышает ±0,6%. В каждом городе распределение выборки пропорционально численности населения в административных округах.
www.comcon-2.ru
В разделе исследования «Российский индекс целевых групп», посвященном покупкам обуви, респонденты отвечали в том числе и на вопрос «Какие из перечисленных видов обуви вы лично покупали для себя или для кого-нибудь другого за последние 6 месяцев?». Ответы именно на этот вопрос мы проанализировали для того, чтобы понять, как изменялось потребление различных категорий женской и мужской обуви с 2005 года и на протяжении четырех кварталов каждого года. В исследовании у респондентов был выбор из семи вариантов ответа — четырех для женской обуви и трех для мужской. Вот какие это были варианты: «женские зимние сапоги, ботинки», «женские демисезонные сапоги, ботинки», «женские туфли», «босоножки, сандалии» а также «мужские зимние ботинки», «мужские ботинки, туфли», «мужские сандалии». Внимательно сравнив цифры в таблицах, мы выделили несколько интересных особенностей.
Самым активным с точки зрения потребления оказался 2008 год. Именно в этом году число покупателей, приобретавших женскую и мужскую обувь, стало наибольшим за период с 2005 по 2012 год. 36,4% опрошенных сказали, что за последние полгода покупали женскую обувь, а 26% — мужскую. Для сравнения можно привести те же показатели за 2012 год — 33,2% покупателей женской и 23,6% покупателей мужской обуви. Похоже, что в 2008 году россияне еще не почувствовали кризис на себе, и это произошло с ними позже: в 2009 году почти до предельного минимума снизилось число покупателей женской обуви (до 32,4%: меньше было только в 2005 году), а в 2010 — число покупателей мужской обуви (до 21,9%).
Период с июля по декабрь традиционно отличается наивысшими продажами. Глядя на статистику с 2010 года становится очевидно, что каждый год респонденты чаще всего признаются в недавних покупках обуви в третьем и четвертом квартале года, причем пик продаж приходится на третий квартал. В частности, по статистике 2010 года заметно, что число респондентов, покупавших за последние полгода женские сандалии и босоножки, в III квартале (июль-сентябрь) в 4 раза больше, чем во II квартале (апрель-июнь), а количество покупателей женских зимних и демисезонных сапог в IV квартале (октябрь-декабрь) года в 2,5 раз выше, чем за предыдущие месяцы. Такое покупательское поведение кажется вполне логичным, особенно на фоне данных за II квартал, который всегда отличается самым заметным всплеском продаж: за период с апреля по июнь в два раза (по сравнению с январем-мартом) вырастает число не только покупателей женских туфель и босоножек, но также число покупателей демисезонных сапог и ботинок.
С мужской обувью обстоит примерно такая же ситуация: период с июля по сентябрь каждого года отличается наивысшей активностью россиян с точки зрения покупок обуви. Наиболее популярной категорией в этот период оказываются мужские туфли и ботинки, а категорией, демонстрирующей наибольший рост продаж, — мужские сандалии. Например, в третьем квартале 2011 года 9,6% из 23,8% опрошенных сообщили о том, что они покупали эту обувь за последние 6 месяцев, тогда как во втором квартале тот же показатель составил всего 1,6% из 20% опрошенных.
Женскую демисезонную обувь покупают реже всего. Число покупателей, сообщающих о приобретении обуви в категории «женские демисезонные сапоги и ботинки», во все годы невысоко. В частности, в 2012 году оно не превысило 28% от всех, кто покупал женскую обувь. При этом наибольшим спросом за все годы с 2005 по 2012 женские демисезонные сапоги и ботинки пользовались в 2008 и 2009 году году, а наименьшим — в 2005 году. Есть мнение, что с течением лет покупатели стали все реже покупать обувь на межсезонье. Статистика показывает, что это не так: во втором квартале 2013 года число покупателей демисезонных женских сапог и ботинок составило почти столько же, сколько и в пиковом 2010 году.
Босоножки и сандалии — одна из самых популярных категорий женской обуви. На ежегодных пиках продаж, а именно с июля по сентябрь, в покупке босоножек и сандалий признается почти максимальное число опрошенных — 68%. Больше бывает только покупателей женских зимних сапог, приобретающих эту обувь с января по март (70% респондентов). Интересно также проследить, как меняется спрос на босоножки и сандалии на протяжении года. За период с января по март эту обувь покупает в целом не более 14% всех покупателей женской обуви, с апреля по июнь — 21%, с июля по сентябрь — в среднем 68% покупателей, и с октября по декабрь — 34% тех, кто приобретал женскую обувь за последние полгода.
Доля тех, кто покупает зимнюю женскую обувь летом, составляет около 14%. Примерно таков процент покупателей, приобретающих обувь в категории «женские зимние сапоги, ботинки» в третьем квартале (июль – сентябрь) каждого года. Так, например, в «сытом» 2010 году число респондентов, в это время признавшихся в покупке зимних сапог и ботинок, составило 5,5% из 36,1% всех покупателей женской обуви. Меньше всего доля покупателей этой обуви оказалась в 2012 году, когда ее приобрели 4,9% из 34,5% опрошенных, то есть в общей сложности 14% покупателей женской обуви за то летнее время.
Мужские сандалии предпочитают 17% покупателей. Самым горячим периодом продаж этой категории являются месяцы с июля по сентябрь, когда 45% почитателей мужских сандалий приобретают себе эту обувь. В остальные месяцы их число колеблется от 10 до 15%. При этом сандалии остаются актуальны для 6% граждан даже в зимние месяцы с января по март.
Мужские зимние ботинки были особенно востребованы в 2009 и 2012 году
Если смотреть на уровень потребления мужской обуви на протяжении 5 лет (с 2008 по 2012), видно, что именно в 2009 и 2012 году число покупателей, приобретавших мужские зимние ботинки, наиболее велико. Их приобрели 44% всех потребителей мужской обуви, тогда как даже в пиковом 2008 году этот показатель не превысил 40%.
Пожалуйста оцените статью |