В России обувная отрасль находится в острой кризисной ситуации. Целый ряд российских производителей обуви в текущем году заявили о прекращении своей деятельности.
Октябрь стал месяцем тревожных новостей о продаже или возможном закрытии двух из трех фабрик (в Златоусте и Оренбурге) одного из крупнейших производителей обуви страны Челябинского обувного холдинга «Юничел».
Но вслед за этой громкой новостью, практически незамеченной в СМИ прошла информация о реальном закрытии обувной фабрики Francesco Donni в Брянске. Брянская фабрика (АО «Стела Плюс») существовала с 1950 года. Компания «Брайт», развивающая бренд обуви Francesco Donni, приобрела фабрику в 2000 году. На предприятии выпускалось более 300 моделей обуви бренда.
2024 год оказался урожайным на закрытие обувных производств по всей стране. В Калуге прекратила существование обувная фабрика Romer, с мощностью производства около 470 тыс. пар обуви в год. Закрылись еще несколько обувных фабрик в Ростове на Дону.
Закрываются средние и небольшие фабрики обуви, а вслед за ними и цеха по производству комплектующих, цеха по изготовлению колодок, стелек, заготовок, вся отрасль рушится как карточный домик.
Причины кризиса
Для крупного бизнеса, как например, «Юничел», которая входила в тройку крупнейших производителей в России, по словам гендиректора холдинга Владимира Денисенко, серьезным фактором для сокращения производственных площадок стало удорожание кредитов, а также ужесточение конкуренции в связи с ростом импорта обуви из Китая.
По статистике Главного таможенного управления КНР, импорт товаров из Китая в Россию за 11 месяцев 2024 года вырос на 4% год к году. Обувь наряду с электрооборудованием и пластмассой занимает третью позицию по объему поставок китайских товаров в Россию.
Стоит отметить, что увеличение ключевой ставки ЦБ РФ в 2024 году напрямую коснулось лишь крупных производителей, так как средние компании, занимающиеся производством обуви в стране, по замечанию участников рынка, в основном не кредитуются. Что же касается роста конкуренции со стороны импортируемой продукции из Азии - это затронуло всех, и в первую очередь из-за изначально неравных условий.
Китай, который является мировым центром легкой промышленности и на который приходится 56% мирового производства обуви, выигрывает у российских производителей с точки зрения инфраструктуры, доступности самых современных технологий, себестоимости производства обуви. Так что многие российские марки обуви и аксессуаров из кожи предпочитают размещать производство на фабриках Поднебесной, нежели внутри своей страны.
«Китайские фабрики, часто могут предложить лучшие цены за счет масштабного производства и оптимизированных процессов; в Китае производители быстрее адаптируются к новым модным трендам, предлагают разные варианты комплектующих для реализации любой идеи; китайские производители постоянно улучшают свое оборудование и технологии, что обеспечивает высокий уровень качества…», - комментирует свой выбор в пользу выпуска продукции на китайских фабриках сооснователь и дизайнер российского бренда обуви и сумок Povod Мария Баранова.
В условиях санкций, дабы избежать дефицита продукции иностранных брендов, Россия открыла возможность параллельного импорта и ослабила хватку в отношении контроля за неучтенной и контрафактной продукцией, - считают участники рынка. Следствием стал рост контрафакта и серого импорта.
Так, на недавнем собрании Национального Обувного Союза (НОБС), представители бизнеса обратили внимание на присутствие на рынке разветвленной сети магазинов «Смешные цены», где продают кроссовки известных брендов по цене ниже, чем у производителя, и оплатить за покупку можно путем перевода на карту или наличными, «мимо кассы». Кроссовки adidas по подозрительно «смешным ценам» можно встретить и на маркетплейсах и даже в их наружной рекламе, и, разумеется, на оптово-вещевых рынках по всей стране…
Отечественные производители не справляются с потоком дешевого импорта, производство обуви внутри страны становится экономически невыгодным. Предприниматели решают для себя уйти из отрасли и переориентируются на развитие в других сферах. Оказывается выгоднее вкладывать деньги в депозиты, нежели развивать производственную деятельность.
Проблемы нарастают
Производители обуви в России много лет говорят о насущных проблемах отрасли – отсутствии специальных учебных заведений, профтехучилищ, которые формировали бы специалистов для работы на фабриках, о трудностях с нахождением кадров; о дороговизне замены оборудования на предприятии, к которому сейчас добавляются проблемы с покупкой запчастей в Европе…
«Замена оборудования на новое китайское требует серьезных вложений, и становится трудновыполнимой задачей в период, когда вся обувная индустрия, начиная от производителей кожи и заканчивая производством обуви, деталей низа, работает в ноль либо терпит убытки», - отмечает генеральный директор московского производителя обуви Giotto Владимир Тимофеев.
Сегодня отмечают и сложности с логистикой комплектующих, с проведением транзакций по оплате.
«Из-за проблем с производством и логистикой комплектующих, у нас не получилось на 100% выполнить все заявки наших клиентов, кому-то мы предложили замену из других наших хитовых моделей. Большинство участников рынка с пониманием относятся к такой ситуации, потому что это общая проблема», - говорит коммерческий директор российской компании производителя обуви Burgerschuhe Николай Троицкий.
Ко всем этим и другим трудностям добавляется усиление налоговой нагрузки. Помимо обязательной маркировки, которая увеличивает издержки компаний, не столько за счет дороговизны самих марок, сколько из-за необходимости найма дополнительных кадров, которые осуществляют процесс маркировки (на фабрике Giotto работают три таких специалиста), участники рынка ждут повышения налогового бремени в 2025 году.
С 1 января 2025 года организации и индивидуальные предприниматели на УСН признаются плательщиками НДС. Освобождены от этой обязанности только те, у кого доходы за 2024 год не превысят 60 млн рублей. Введение 5% НДС для «упрощенки» существенно увеличивает себестоимость продукции, так что 2025 год может оказаться для отрасли еще более тяжелым.
Кожа и обувь
Стоит отметить, что в условиях европейских санкций с 2022 года отечественные кожевенные производители оказались лишены возможности экспорта своей продукции за рубеж. До 2022 года Россия входила в пятерку стран по экспорту готовой кожи. Как объясняет генеральный директор Российского союза кожевенников и обувщиков Александра Андрунакиевич, наша кожа была очень востребована в Европе, за счет оптимального сочетания цены-качества. Но на готовую кожу сейчас распространяются санкции, и экспорт продукции в Европу стал невозможен, а для Китая и Индии она дорогая. Тем более, что Индия ввела 10% пошлину на весь импорт готовой кожи. Но рассчитывать на сбыт продукции на внутреннем рынке, кожевенникам также не приходится.
Производство обуви с кожаным верхом в России в текущем году сократилось на 6,2% год к году, а сокращение объемов кожаной детской обуви достигло 8,6% год к году, - приводит статистику Александра Андрунакиевич.
Естественно, что с сокращением производств, парализуется развитие кожевенных предприятий. Страдают и другие смежные производства – цеха по изготовлению колодок, подошв, заготовок для обуви, - отмечает коммерческий директор российской компании производителя обуви Burgerschue Николай Троицкий.
Что может помочь?
На фоне резкого снижения выпуска обуви для населения, особенно детской обуви (снижения объемов производства за последние три года составило 30%), позитивным выглядит опыт Республики Узбекистан.
Как отметила Александра Андрунакиевич, Узбекистан в целях развития собственной обувной отрасли сократил налоговую нагрузку на производителей обуви, обнулив все налоги, кроме НДС, и это дало свои плоды, за несколько лет протекционистской политики, Узбекистан вошел в число мировых производителей и поставляет свою продукцию в 42 страны.
«Может быть, введение такой меры у нас в стране хотя бы на 3-5 лет позволило бы нашей обувной отрасли сохраниться», - предполагает она. В Турции национальная ассоциация производителей обуви TASD обратив внимание на разницу в себестоимости производства обуви внутри страны и в Китае, обратилась к своему правительству с рядом предложений по поддержке внутреннего производства. Было предложено снизить налоги на импорт сырья и комплектующих для обувной промышленности; налоговую нагрузку на компании, занимающиеся производством обуви; ввести жесткий контроль потока нелегальной продукции и контрафакта; предоставить возможности долгосрочного финансирования под низкий процент для компаний, которые, несмотря на сложные экономические условия, продолжают инвестировать в развитие производства и обновление технологической базы.
Разрыв в условиях функционирования для компаний, работающих по правилам и для тех, кто в тени на российском рынке стал настолько велик, что это ставит под угрозу существование отечественного производства, - считает Армен Аветисян, основатель и владелец обувной компании «Макфайн» и производственного предприятия по выпуску обуви «Талтекс». Для выравнивания условий государству стоит ослабить налоговое бремя для предприятий легпрома.
«Отечественным производителям при настоящих ставках налога на оплату труда очень трудно конкурировать с импортерами, - говорит он. - У нас в России есть ряд регионов, которые признаны территорией опережающего развития (ТОР), где специальный налоговый режим, и налоговые ставки на зарплату не превышают 8,5%. Если мы хотим сохранить легпром, налоги на зарплату должны быть понижены до такого уровня. Иначе легпром будет полностью отдан на откуп Китаю».
Другой важно мерой поддержки, по его мнению, могут стать субсидируемые кредиты: «Сейчас такие субсидируемые кредиты выдаются только на покупку оборудования, но в текущей ситуации они нужны и на пополнение оборотных средств. Потому что одной покупкой оборудования вопрос не закрывается».
Пессимизм и растеряность
Тревожной новостью для отрасли стало банкротство крупнейшего производителя обуви в России Ralf Ringer, владеющего 4 фабриками в стране.
Последние три года компания ведет тяжбу с налоговой, предприятию вменяют неуплату страховых взносов, налогов, штрафов и пеней на сотни миллионов рублей. Арест счетов со стороны ФНС не позволил компании оплатить долг за аренду производственных площадей на Талдомской обувной фабрике, и арендодатель компания «Стивали» из-за долга в размере 20,7 млн рублей в июне прошлого года подала заявление о банкротстве АО «Ральф Рингер». 6 декабря суд удовлетворил запрос, в отношении АО «Ральф Рингер» было запущено конкурсное производство.
Основатель и глава Ralf Ringer Андрей Бережной заявил, что банкротство АО «Ральф Рингер» не оказало влияния на деятельность предприятия, так как все ключевые бизнес-процессы сейчас осуществляются через другие юридические лица. Он отметил, что с ноября 2021 года Ralf Ringer оспаривает доначисления налоговой, которые считает «совершенно необоснованными» и успела добиться трехкратного снижения спорных сумм, разбирательство продолжается. Бережной подчеркнул, что сам бизнес «функционирует и будет функционировать дальше».
Такую во всех смыслах «боевую» установку, имеют далеко не все отечественные производители. Большинство из них смотрит в будущее с пессимизмом и растерянностью.
«Если существующая ситуация сохранится в ближайшие 3-5 лет, в России не будет обувной промышленности», - уверен владелец одного из небольших обувных брендов, с производством в Санкт-Петербурге.
Редакция Shoes Report направляла обращение в Минпромторг, с просьбой прокомментировать ситуацию, однако запрос остался без ответа.
Марина Шумилина
Пожалуйста оцените статью |