В Москве прошло общее годовое собрание Национального обувного союза (НОБС).
4 декабря 2024 года в Москве, в инновационно-образовательном комплексе «Техноград», состоялось общее годовое собрание Национального обувного союза (НОБС). Во встрече приняли участие руководители и собственники обувных компаний – членов НОБС, а также представители Минпромторга России, Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), оператора системы маркировки Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) и онлайн-маркетплейсов - Ozon и Wildberries. По итогам встречи будет подготовлено официальное письмо в Минпромторг РФ, в котором представители обувной индустрии и бизнес-сообщества изложат свое видение сегодняшней ситуации на рынке и предложения по решению актуальных проблем обувщиков и ритейла.
В числе участников годового собрания НОБС были руководители и собственники компаний «Аналпа Восток», «Макфайн», «Рандеву», «Каприс Восток», «Вортманн Восток», «Фурла Рус», «Изитранс», «Аксиос», Tuffoni, «Респект-Онлайн», «Стептрейд», «Тандем», «Новард», «Юнион Брендс», представитель исполнительной власти в лице начальника отдела анализа рынков и продвижения российской продукции Минпромторга России Сергея Жабина, руководитель рабочей группы по маркировке товаров легкой промышленности Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Анна Орлова, представитель ЦРПТ Ольга Никифорова, представители онлайн-торговли - заместитель директора по сопровождению бизнес-процессов «Вайлдберриз» Андрей Михайлюк и коммерческий директор направления «Обувь» Ozon Ольга Москвичева.
Согласно данным презентации ЦРПТ о текущем статусе маркировки обуви, проведенной на мероприятии, за все время действия обязательной маркировки обуви, введенной 1 июля 2020 года, в Государственной информационной системе мониторинга оборота товаров (ГИС МТ, информационная система, созданная на базе ЦРПТ – Ред.) зарегистрировано 127 918 участников оборота, из них: 2 031 производителей, 1 975 импортеров, 10 377 оптовиков, 113 535 розничных компаний. При этом, по данным ЦРПТ, среди причин ввода маркированной обуви в оборот лидер – производство РФ (36%), на втором месте – маркировка остатков (29%), на третьем – импорт из стран, не входящих в ЕАЭС (импорт из стран-членов ЕАЭС – 4%, прочие причины – 12%). Основная причина вывода из оборота маркированной обуви – розничные продажи (61%), дистанционная продажа (в том числе через маркетплейсы) – 14%, для собственных нужд – 11% (трансграничная продажа составляет 4%, прочие причины – 10%). Реализация товаров без маркировки снизилась на 37% за весь период ее действия (более 4 лет), сообщила представитель ЦРПТ Ольга Никифорова.
Участники собрания подвергли сомнению представленные ЦРПТ цифры, касающиеся огромной доли российского производства в массе маркированной обуви. По их мнению, здесь скрывается серьезная проблема псевдороссийских производителей, которых обязательно нужно выявлять, считает руководитель рабочей группы по маркировке товаров легкой промышленности АКОРТ Анна Орлова.
«Статистика повышения количества российских производителей выглядит сомнительно, так как это - прямая лазейка для контрабанды», - уверен генеральный директор НОБС Ян Беляев
После презентации ЦРПТ главной темой для обсуждения представителями бизнеса стала проблема серого импорта и контрафакта на российском обувном рынке.
«Следует констатировать, что обязательная маркировка не обелила обувной рынок, а очень усложнила логистику. Не решила маркировка и проблему контрабанды, более того, она облегчила проникновение в РФ нелегальной продукции и подделок», - говорит генеральный директор компании «Макфайн» Армен Аветисян.
Параллельный импорт, разрешенный правительством РФ в 2022 году и призванный решить проблему дефицита товаров после ухода с российского рынка многих зарубежных брендов способствовал тому, что под его видом резко возрос поток подделок в страну. За счет низкой цены контрабандная, контрафактная обувь вытесняет с российского рынка маркированную продукцию добросовестных производителей. Эти, а также ряд других объективных факторов способствуют тому, что отечественное производство, не выдерживая такого сильного давления и высокой налоговой нагрузки, сокращается.
«Разные участники рынка могут находиться в разных ситуациях и условиях, но при этом какое-то равенство для всех предпринимателей действительно должно наступить. Потому что в противном случае часть предпринимателей вынуждены принимать очень непростые решения о закрытии производства. Именно производства, обувные фабрики в России сейчас находятся под максимальным давлением», - оценил ситуацию генеральный директор компании «Новард» (бренд EKONIKA) Сергей Саркисов.
По мнению Сергея Саркисова, в стране сегодня нет единого центра, который бы мониторил ситуацию с маркировкой обуви и отслеживал бы все нарушения в торговле обувью. «Речь идет о том, чтобы все торговые сети и весь ритейл попадали в правовое поле и работали, как все, то есть – продавали только маркированную обувь. Необходимо обратить внимание государственных органов на эту проблему», - констатировал он.
Участники собрания обозначили все острые проблемы обувного рынка, которые есть сегодня. По итогам обсуждения будет выработана и сформулирована консолидированная позиция НОБС и АКОРТ, подготовлено официальное письмо в Минпромторг, в котором вновь будут изложены предложения компаний-членов союза по стабилизации ситуации на рынке и поддержке российских компаний, в первую очередь российских производителей обуви – снижении налоговой нагрузки на них и создание равных условий конкуренции с онлайн-платформами (маркетплейсами).
НОБС рассчитывает на внимание к проблеме со стороны государства и политическую волю для ее решения.
Представитель Минпромторга заверил присутствующих, что ведомство открыто для диалога с бизнес-сообществом, готово всячески содействовать и помогать компаниям в кризисных ситуациях, защищать интересы российских компаний на всех уровнях.
Пожалуйста оцените статью |