В преддверии конференции Fashion Retail 2017, которая пройдет в Москве 18 мая, аналитики РБК Исследования рынков представили тезисы своего доклада по развитию российского фэшн-ретейла. В частности, эксперты констатируют: в 2016 году объем продаж обуви в России сократился на 11,2%.
По данным РБК Исследования рынков, прошлый год оказался сложным для каждого второго fashion-ретейлера: 51% представленных на отечественном одежном рынке сетевых игроков были вынуждены закрыть часть магазинов, сократив свою розницу. В целом за период с февраля 2016 года по февраль 2017 года закрылись свыше 1 230 магазинов 547 ведущих сетевых операторов рынка. Сокращение розницы стало закономерным результатом спада продаж: за два кризисных года объем российского рынка одежды упал на 22%. Падение продаж в 2015 году составило 9,7%, а 2016 году оно достигло 13,2%.
Падение потребительского спроса ударило в первую очередь по среднему ценовому сегменту: часть покупателей стала закупаться в менее дорогих магазинах. Наряду с демократичными брендами неплохо чувствуют себя и ретейлеры детских товаров. Например, за февраль 2016 года – февраль 2017 года «Детский мир» открыл более 100 магазинов в России. На сегодняшний день ретейлер является одним из лидеров отечественного рынка одежды: около 25% продаж сети приходится на категорию fashion.
Крупные сетевые проекты менее болезненно переживают кризис. На их стороне – большой опыт, профессиональные сотрудники и пул лояльных потребителей. Так, если рынок по итогам 2016 года в номинальном выражении упал на 6%, то сетевые fashion-ретейлеры показали рост на 5,9%.
Рис. 1. Сравнение динамики развития сетевого одежного ретейла и российского рынка одежды, % (приведен номинальный прирост)*
Источник: РБК Исследования рынков, дата актуализации – март 2017 года, * – статистика по приросту выручек сетевых операторов рассчитан на основе анализа финансовых показателей 60 крупнейших компаний отрасли.
Рынок демонстрирует признаки оздоровления. Так, иностранные бренды вновь проявили интерес к российскому рынку. За год (с февраля по февраль) на отечественный рынок вышли 11 новых брендов, в числе которых французский Aigle, английский Barbour, немецкая Jil Sander Navy и другие.
Результаты опросов РБК Исследования рынков тоже внушают оптимизм. Покупателям удалось приспособиться к рыночной ситуации: они уже не так склонны отказываться от покупок. По сравнению с мартом 2016 года в марте этого года снизилась доля потребителей, планирующих реже покупать женскую, мужскую и детскую одежду в среднем на 11%. В то же время заметно повысилась (в среднем на 20%) доля тех, кто планирует приобретать одежду в том же объеме, что и в 2016 году. Причем эта тенденция характерна как для покупателей детской и подростковой одежды, так и для покупателей мужской и женской. Сокращается и процент покупателей одежды более дешевых брендов.
При этом самый позитивный прогноз для рынка на этот год – сокращение темпов падения рынка. На рост рассчитывать пока рано.
Рис. 2. Динамика объема российского рынка одежды в 2009 – 2016 гг., млрд руб., %
Источник: РБК Исследования рынков, Росстат, дата актуализации – март 2017 года
А вот для рынка обуви ситуация остается кризисной. За последние два года потребительские привычки россиян ощутимо изменились: теперь они чаще предпочитают покупать одну универсальную классическую модель ходовых цветов. Рационализация спроса на обувь и снижение доли эмоциональных покупок сказывается на среднем чеке. Ретейлеры стремятся подстраиваться под новые условия, но всё равно теряют в продажах: в 2016 году объем продаж обуви в России сократился на 11,2%.
Один из драйверов развития fashion-ретейла в этом году – отложенный спрос. Также эксперты надеются на сохранение текущих валютных курсов, которые уже сегодня позитивно сказываются на маржинальности бизнеса. Прогноз Министерства Экономического Развития РФ также обнадеживает: российская экономика будет демонстрировать признаки оздоровления. По итогам 2017 года ВВП страны вырастет на 0,6%, доходы населения также будут расти – пусть и на скромные 0,2%.
Рис. 3. Планы россиян по будущим покупкам на одежду, март 2015 г. – март 2017 г., % от опрошенных покупателей соответствующих видов одежды
Пожалуйста оцените статью |