World Footwear Yearbook: Статистика обувного рынка России за 2020 г.
26.05.2022 15386

World Footwear Yearbook: Статистика обувного рынка России за 2020 г.

Аналитический вестник APICCAPS, Португальской ассоциации производителей обуви комплектующих и изделий из кожи, World Footwear Yearbook опубликовал отчет по рынку обуви России на момент 2020 года. Несмотря на то, что в настоящее время в экономике нашей страны происходит много серьезных изменений, аналитика остается актуальной, Shoes Report приводит основную часть представленного на сайте Worldfootwear.com материала.

По данным World Footwear Yearbook, аналитического издания APICCAPS, португальской ассоциации производителей обуви, комплектующих и изделий из кожи, за 2020 год, потребление обуви в России составило 324 миллиона пар, что ставит страну на 10-е место по величине потребления в мире.

Производство обуви в РФ сокращалось в течение последних 5 лет, и в 2020 году оно упало ниже 100 миллионов пар, что ставит страну на 14-е место в рейтинге мировых производителей, на долю которого приходится 0,5% мирового производства. Импорт в России составляет почти 80% потребления обуви (в количественном выражении), РФ входит в число 15 крупнейших мировых импортеров обуви (в количественном и стоимостном выражении).

Для России главным импортером обуви является Китай, с долей 49% в стоимостном выражении и 62% в количественном. В число пяти крупнейших стран импортеров обуви России также входит Беларусь – единственная страна, которая не попадает в число 15 крупнейших производителей обуви в мире (по количеству). Резиновая и пластиковая обувь являются наиболее импортируемым видом обуви, за которым следует текстиль.

Россия занимает 34-е место по экспорту обуви в мире, при этом экспорт примерно в 3,5 раза меньше импорта. Все 5 основных экспортных рынков России имеют с ней общие сухопутные границы, за исключением Кыргызстана, который, тем не менее, также является бывшей республикой Советского Союза. Основным экспортным рынком является Казахстан. Российский обувной экспорт весьма разнообразен: резина и пластик, а также текстильная обувь являются наиболее экспортируемыми видами обуви, и, в отличие от импорта, экспорт не так сконцентрирован в одной стране, как импорт (Китай).

В последние годы производство обуви в России сокращается и в 2020 году составило менее 100 млнпар (93 млн). Россия занимает 14-е место в мире по объему производства обуви, на ее долю приходится 0,5% мирового производства.

Большинство производителей обуви в России имеют свои штаб-квартиры в Москве, но фабрики разбросаны по всей стране. Нет никакой конкретной тенденции в отношении размещения фабрик. Компания Ralf Ringer, чьи продажи почти в два раза превышают продажи второго по величине производителя, имеет свои заводы в Москве, Зарайске, Владимирской области, в Талдоме.

5 крупнейших российских производителей обуви

Потребление обуви в РФ

В 2020 году потребление обуви в России составило 324 миллиона пар, что делает ее 10-м по величине потребителем обуви в мире. Пик потребления обуви в России был достигнут в 2016 году – 420 миллионов пар, но за последние 4 года отмечался непрерывный тренд на снижение, потребление сократилось на 22,9%.

Основные розничные торговцы

ООО «Экко-Рос» является обувным розничным продавцом с наибольшим объемом продаж, зарегистрированным в 2021. «Экко-Рос» является официальным реселлером датского бренда Ecco в России, розничная сеть насчитывает 236 магазинов (66 расположены в Москве и 23 в Санкт-Петербурге).

С другой стороны, ООО «ОР» имеет более 500 магазинов под брендом Westfalika по всей России. Город с наибольшим количеством магазинов - Омск, расположенный в Западной Сибири, за ним следует Новосибирск, третий по численности населения город России.

В отличие от магазинов Ecco, магазины Westfalika продают не только обувь, на своем веб-сайте они описывают себя как «мини-универмаги».

Разница в ценах на обувь между двумя лидерами розничной торговли обувью в России также существенна, цены на обувь Ecco варьируются от 9 900 до 29 990 рублей, что эквивалентно примерно от $136 до $412, в то время как в интернет-магазине Westfalika есть несколько моделей обуви, которые продаются по цене менее 1 000 рублей (около $14). В этой связи, проанализировав российский обувной рынок по ценовым сегментам, можно увидеть, что обувь по низким ценам занимает самую большую долю рынка в течение последних лет.

Каналы сбыта и электронная коммерция

Согласно исследованию консалтинговой компании Deloitte, 40% российских потребителей предпочитают покупать одежду и обувь в торговых центрах, где представлены товары разных ценовых категорий, а 26% не отдают предпочтений рознице, но говорят, что местоположение точки имеет ключевое значение.

Монобредовые или мультибрендовые магазины обуви по-прежнему предпочитают большинство потребителей, и в совокупности они составляют более 80% потребительских предпочтений. За ними следуют интернет-магазины, которым отдают предпочтение около 11% потребителей. С 2012 по 2019 год онлайн-продажи значительно выросли в годовом исчислении и составили 169,1 миллиарда рублей, что эквивалентно примерно $2,3 миллиардам.

В сегменте онлайн-продаж обуви и одежды на российском рынке лидирует онлайн-маркетплейс Wildberries, следом за ним идет Lamoda.ru. В пятерку обувных онлайн-ретейлеров также входит Rendez-Vous.ru.

Импорт обуви России

Россия входит в число 15 крупнейших мировых импортеров обуви (по количеству и стоимости), при этом импорт составляет почти 80% потребления обуви (в количественном выражении), что соответствует 256 миллионам пар и $2 773 миллионам. В последние годы российский импорт был ниже значений, достигнутых десять лет назад. В 2011-2013 годах Россия ежегодно импортировала обуви примерно на $4 миллиарда.

Импорт резко сократился в последующие два года, поскольку в результате глубокой рецессии в российской экономике и в 2015-2016 годах импорт сократился до $2,2 миллиардов в год. С тех пор он восстановился до более чем $3 миллиардов, но в 2020 году снова сократился из-за пандемии Covid-19.

Китай является главным импортером обуви в Россию (49% в стоимостном выражении и 62% в количественном выражении). За Китаем следуют Вьетнам (13%) и Италия (11%). За последние 5 лет вырос импорт обуви из Камбоджи и Беларуси, на 252% и на 219% соответственно, в то время как импорт из Китая вырос только на 9%.

Беларусь импортирует дешевую обувь (средняя цена за пару - около $2,78, в то время как Италия поставляет в Россию дорогую обувь (средняя цена за пару $129,13 за пару). В целом средняя цена импорта в Россию за пару обуви составляет $10,83.

5 крупнейших стран импортеров обуви России

Резиновая и пластиковая обувь являются наиболее импортируемым видом обуви, на долю которого приходится 50% от общего объема импорта обуви, за которым следуют текстильные изделия, составляющие 29%. На обувь из кожи приходится 19%. Водонепроницаемая обувь составляет менее 1% импорта.

Кожаная обувь имеет более однородное распределение источников, на долю Китая приходится 36% стоимостной доли, за которым следует Италия с 19%. Однако, если мы сравним количественные доли этих двух стран, мы заметим, что импорт из Китая значительно выше, чем из Италии, поскольку средняя цена импорта в Италии за пару также значительно выше, чем в Китае.

Количественные доли Китая и Италии в импорте кожаной обуви составляют 49% и 4% соответственно.

Российский экспорт обуви

Россия занимает лишь 34-е место в мире по экспорту обуви, ее экспорт составил $233 миллиона и 25 миллионов пар. Эти цифры значительно меньше, чем значения импорта. Фактически, экспорт почти в 3,5 раза меньше импорта и составляет примерно 27% производства обуви (объем).

Средняя цена экспорта за пару обуви составляет $ 9,18, что близко к импортной цене, но, тем не менее, меньше.

Российский экспорт обуви значительно увеличился в период с 2011 по 2014 год, 160% в натуральном выражении и на 621% в стоимостном выражении. В 2015 году, как и в случае с импортом, экспорт резко сократился, но в следующем году начал восстанавливаться и продолжал увеличиваться до 2019 года. В 2020 году стоимостной объем экспорта обуви снизился по причине снижения средней цены за экспортируемую пару на $1,27.

Все 5 основных экспортных рынков российской обуви имеют с ней общие сухопутные границы, за исключением Кыргызстана, который, тем не менее, также является бывшей республикой Советского Союза.

Казахстан является основным экспортным рынком с долей 39% в стоимостном выражении и 30% в натуральном выражении, а объем экспорта составляет $91 млн и 7,5 млн пар.

Вторым по величине экспортным рынком является Беларусь, которая является единственным основным экспортным рынком, который также входит в топ-5 импортных рынков России. В последние пять лет значительно вырос экспорт обуви России на Украину, на 349%. За тот же период экспорт в Польшу сократился на 45%.

Эти рынки также можно разделить на 3 группы по средним экспортным ценам за пару обуви. Польша, член Европейского союза, является рынком с самой высокой средней экспортной ценой за пару - $25 долларов США. Цены на экспорт в Казахстан и Беларусь относительно близки к среднемировым ценам России. И, наконец, при средней цене $3,65 и $2,5 соответственно, Украина и Кыргызстан и значительно ниже средней экспортной цены России.

Топ 5 экспортных рынков обуви России

Российский обувной экспорт весьма разнообразен: резина и пластик, а также текстильная обувь, являются наиболее экспортируемыми видами обуви, представляющими около 30% объема экспорта. За ними следуют кожаная и водонепроницаемая обувь, на долю каждой из которых приходится порядка 15% объема экспорта.

Казахстан является основным экспортным рынком для всех видов обуви, за исключением кожаной обуви, по которой с долей по стоимости 39% лидирует Беларусь. В отличие от импорта, экспорт не так сконцентрирован в одной стране. Несмотря на лидирующие позиции Казахстана по большинству видов обуви, его стоимостная доля никогда не превышает 50%, оставаясь близкой к 40% для резиновой, пластиковой и кожаной обуви.

Интересно, что Кыргызстан, который входит в 5 основных экспортных партнеров России, входит только в топ-5 партнеров по экспорту водонепроницаемой обуви, на долю которой приходится почти четверть стоимостной доли. Напротив, Грузия, Армения, Франция и Китай, которые фигурируют в качестве основных экспортных партнеров для определенного вида обуви, не входят в число 5 основных экспортных партнеров России.

Сравнивая показатели стоимостного объема экспорта и импорта, можно сделать вывод, что российский торговый баланс обуви имеет заметно отрицательное значение, поскольку страна импортирует значительно больше, чем экспортирует.

Аналитический вестник APICCAPS, Португальской ассоциации производителей обуви комплектующих и изделий из кожи,  World Footwear Yearbook опубликовал отчет по рынку обуви России на момент…
3.44
5
1
2
Пожалуйста оцените статью

Материалы по теме

Как определить эффективность обувного бизнеса

Сегодня большинство предпринимателей считают и анализируют показатели эффективности своего бизнеса. Однако порядка 30% этого или не делают, или ничего не понимают в этом (но хотели бы разобраться в этом вопросе и начать работать с…
16.09.2024 2880

Мировое производство обуви сократилось на 1,5 млрд пар в 2023 году

По статистике World Footwear Yearbook 2024, ежегодного аналитического вестника Португальской ассоциации производителей обуви, в прошлом году мировое производство обуви сократилось на 6%, до 22,4 млрд пар. А мировой экспорт обуви сократился на…
05.08.2024 4292

Итоги круглого стола обувщиков с Минпромторгом РФ, ЦРПТ, НОБС и Wildberries

15 сентября в московском отеле Holiday Inn Sokolniki прошла стратегическая встреча представителей Минпромторга РФ, ЦРПТ, Национального обувного союза (НОБС) и крупнейшего российского маркетплейса Wildberries. В заседании приняли участие и…
18.09.2023 7673

World Footwear Yearbook: Мировое производство обуви достигло 23,9 млрд пар и вернулось к уровню «до пандемии»

Португальская ассоциация производителей обуви APICCAPS опубликовала 13 издание международного статистического вестника World Footwear Yearbook за 2023 г., согласно которому в 2022 году производство и экспорт обуви во всем мире выросли на 7,6% и…
28.07.2023 9996

Как увеличить продажи магазина обуви вдвое?

Последние два года настолько щедры на непредвиденные события, что невольно задумаешься: «А надо ли вообще планировать?» И все же, планировать надо. План продаж — это ориентир для вашего бизнеса. Поэтому эксперт SR Мария Герасименко дает…
11.07.2023 8122
При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

Наши партнеры

К началу