Чему и когда обучать сотрудников Фото: iStock
27.11.2013 9295

Чему и когда обучать сотрудников

Повышение квалификации сотрудников – тема, актуальная для любого бизнесмена. Чтобы не утонуть в море информации о различных тренингах и курсах, работодателю нужно представлять себе, как вообще классифицируется обучение и что конкретно нужно его сотрудникам.

Pabst Anna.jpg

Аня Пабст, руководитель компании BEITRAINING.

Компания BEITRAINING — международная франчайзинговая компания и сертифицированный стратегический партнер Германского и Австрийского франчайзингового союза по теме «Повышение квалификации». Специализируется на обучении и повышении квалификации в области менеджмента, торговли, обслуживания клиентов и личностного роста.

www.bei-training.ru

Подготовка, повышение квалификации и переподготовка — это три основных вида обучения сотрудников. Первый предполагает, что сотруднику необходимы определенные навыки, чтобы начать работу на новом рабочем месте, например, освоить бухгалтерскую программу нового поколения. Повышение квалификации требуется сотрудникам, чтобы идти в ногу со временем, когда предприятие выходит на новые горизонты, а переподготовка требуется тем, кто желает реализовать себя в новом качестве, если предыдущие навыки не являются достаточными.

Еще одно деление разделяет обучение на профессиональное и обучение социальным компетенциям, так называемым навыкам people skills. Оно может осуществляться как с отрывом от производства (обучение на курсах вне пределов компании, в другом филиале или специальной школе), так и без отрыва от производства (на самом предприятии с участием приглашенного тренера или коллеги-наставника). «Как правило, эффективность обучения people skills во многом зависит от мотивации сотрудника, — считает Аня Пабст, руководитель московского филиала международной компании BEITRAINING. — Поэтому такое повышение квалификации — дело сугубо добровольное, ведь применение полученных навыков на практике зависит от вовлеченности сотрудника в процесс обучения».

Навыки people skills представляют собой широкий спектр тем. Особенно развитой является область, отвечающая за навыки общения с клиентами — как внешними (покупателями, партнерами), так и внутренними (коллегами, подчиненными). Подобные навыки тесно связаны с профессиональным ростом сотрудника: умение реализовать профессиональные знания во многом зависит от социальных компетенций. Примером таких тренингов является обучение навыкам общения по телефону, работе в команде и грамотному делегированию полномочий, технологии продаж и общению с трудными клиентами.

Второй обширный блок относится к самоорганизации и повышению личностных компетенций: это управление временем и умение расставлять приоритеты, навыки эффективной презентации и делового общения, умение говорить на публике, владение иностранными языками и основы межкультурной коммуникации. В последние годы все больше людей осознают важность повышения квалификации. Выгода определяется чисто экономически: при равной квалификации получить повышение по службе или более высокую зарплату из двух сотрудников может тот, кто говорит на иностранном языке.

От мотивации к компетенции

Часто встает вопрос: стоит ли отправлять сотрудников на курсы за пределами предприятия, что означает нести дополнительные денежные и временные траты? С другой стороны, обучение прямо в офисе — это невозможность оторваться текущих дел. Всегда найдется то, что будет отвлекать работников: срочный звонок, сорвавшийся заказ, совещание. Все это отрицательно скажется на процессе обучения. Кроме того, если среди учеников — рядовые работники и менеджеры, начальники и подчиненные, это будет влиять на настроения внутри группы и отвлекать от учебы. А вот обучение в смешанной группе, где остальные «ученики» — равнозначные сотрудники других предприятий, совершенно изменит правила игры.

Если же проблема с выбором места, где будет проходить обучение, и с составом группы уже решена, рано расслабляться. «Самые дорогостоящие курсы не принесут пользы, если у сотрудника отсутствует мотивация к учебе», — уверена Аня Пабст. Если курсы воспринимаются как повинность или прихоть работодателя, пользы от них будет немного. Эксперты считают, что мотивация сотрудников во многом зависит от того, затрачивают ли они на обучение собственные ресурсы. Финансирование может быть поделено между работодателем и сотрудником, и даже если сотрудник несет лишь малую часть расходов, это уже положительно влияет на его готовность учиться. Вклад может быть выражен и в нематериальной форме, например, когда на обучение тратится несколько дней отпуска. Принцип прост: если вы чувствуете, что чем-то жертвуете ради обучения, то постараетесь вынести из него как можно больше полезного для себя.

Эффективность обучения зависит также от правильно выбранного момента. Любой сотрудник в процессе работы проходит через определенные циклы производительности. Совсем не к месту курсы иностранного языка для новичка, который только что был принят на работу и пока только вживается в новую роль. Если сотрудник работает давно и находится на пике производительности, его не стоит отвлекать от работы. Если же в его деятельности наметился спад, возможно, настало подходящее время для небольшой встряски. А поскольку циклы производительности индивидуальны, выбрать идеальный момент, подходящий всем работникам, практически невозможно.

Чтобы правильно подобрать эффективное обучение для сотрудников, учитывайте тот факт, что каждый человек по-разному воспринимает информацию. Есть те, кто лучше воспринимает печатный текст и любит учиться по книгам. Другим необходимо живое общение. Аудиовизуалы прекрасно усваивают знания, полученные при помощи онлайн-курсов и интерактивного обучения, а другие типы личностей — например, кинестетики, — встретят такой метод обучения в штыки.

Эффективность обучения во многом определяется тем, используются ли полученные навыки в рабочем процессе и оказывают ли они положительное влияние на деятельность фирмы. Это можно увидеть лишь с течением времени, но уже сразу после завершения курсов стоит провести среди сотрудников опрос — устный или в форме анкетирования, и выяснить, как они сами оценивают эффективность и своевременность обучения (лучше, если опрос будет анонимным).

Наконец, помните, что тратить средства на обучение сотрудников стоит тогда, когда это необходимо, а предполагаемую пользу можно просчитать экономически. Иначе может случиться так, что вы вырастили сотрудников на радость конкурентам

Повышение квалификации сотрудников – тема, актуальная для любого бизнесмена. Чтобы не утонуть в море информации о различных тренингах и курсах, работодателю нужно представлять себе, как вообще…
3.3
5
1
1
Пожалуйста оцените статью

Материалы по теме

Как поднять продажи обуви в розничном магазине на 25% за счет эффективного управления

Практически в каждой розничной компании есть эффективные и неэффективные продавцы, то есть те, кто всегда выполняет и перевыполняет план продаж и те, кто из месяца в месяц не дотягивает до ста процентов. А в итоге, проседает план продаж всего…
15.10.2024 2654

Сложности в подборе персонала, и как с ними бороться

Многие руководители полагают, что, обеспечив достойную зарплату и хорошие условия работы, потенциальные сотрудники сами придут на работу, и каждый из них станет отличным продавцом. К сожалению, это не так: соискатели приходят неохотно, и в…
23.07.2024 3925

MUNZ Group: Пять популярных ошибок при поиске линейного персонала

Ошибки при подборе персонала дорого обходятся компаниям. Затраты времени на поиск, вложение финансов в организацию рекрутмента и недостаток продавцов в магазине повышают ценность каждого правильно подобранного сотрудника и увеличивают стоимость…
27.06.2024 5216

Как отстроиться от конкурентов и зарабатывать больше?

Онлайн-продажи обуви составляют с каждым годом все более серьезную конкуренцию офлайн-магазинам, однако все еще не могут рассчитывать даже на 20-30% доли продаж на российском рынке. За редким исключением стоимость обуви на маркетплейсах ниже,…
18.06.2024 5963

Какие предметы декора можно использовать в качестве торгового оборудования для эффектного представления обуви и сумок

Все чаще, заходя в модный магазин одежды или обуви, мы видим, что для презентации товара используются необычные для торгового пространства предметы – книги, картины, вазы, зеркала… В предыдущих номерах с постоянным экспертом SR в области визуального…
04.06.2024 5808
При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

Наши партнеры

К началу