Если вы хотите снизить издержки и наладить контроль за соблюдением своих розничных стандартов, то вам имеет смысл использовать такой инструмент, как аудит розничных торговых точек. О том, как и когда его проводить, рассказывает генеральный директор компании «Розничные решения» Алексей Баранов.
Польза аудита
Розничный аудит чаще всего необходим в трех случаях.
Во-первых, развивающимся розничным операторам с еще нереализованным потенциалом роста. Обычно их интересует оптимизация торгового пространства, повышение эффективности работы персонала, снижение издержек, улучшение работы со складским запасом.
Во-вторых, стагнирующему розничному бизнесу. Обычно это небольшие (до 8-10 магазинов) розничные сети с ограниченным административным аппаратом. Чаще всего им необходима помощь в реструктуризации складских запасов, мотивации персонала и контроле качества розничного представления.
В-третьих, крупным розничным сетям. Их обычно интересует оценка качества работы персонала (продавцы, мерчандайзеры, администраторы), работа с KPI (средний чек, коэффициент обслуживания, коэффициент захвата посетителей, продажи с кв. м площади), качество представления бренда в торговых точках.
Процесс аудита
В зависимости от потребностей компании составляется список тех розничных направлений, которые нужно модернизировать. Для получения полной картины происходящего в конкретном магазине или сети необходимо исследовать все основные процессы: от закупок (предзаказ и работа со свободными складами – методы, использование матриц, анализ истории продаж) до планировки маршрутов в магазине, эффективной расстановки оборудования и системы лояльности покупателей.
Методы аудита
В процессе аудита, как правило, используются два метода - работа с документами и работа с людьми.
Во-первых, проводится анализ финансовой, управленческой, складской и прочей отчетности. Во-вторых, глубинные собеседования-интервью с ответственными работниками по каждому из направлений. В-третьих, визиты контроля качества розничных точек (метод «таинственного покупателя») или работа с check-листом. В-четвертых, аттестация персонала (выявление компетенций, навыков, потенциала развития).
Результаты аудита
В результате проведенного аудита клиенты получают:
- матрицу предзаказа, размерную сетку по конкретным силуэтам, оптимальную структуру заказа по сезонам и его бюджет, исходя из необходимого запаса, остатков предыдущих сезонов и емкости презентационного и складского оборудования;
- план действий по эффективности работы с текущими складскими остатками, избавлению от неликвида, улучшению продаваемости коллекции;
- рекомендации по ценообразованию, в особенности в периоды пиков продаж и распродаж;
- анализ по категориям, KPI и размещению товара в магазине с предложениями по оптимизации товарных категорий, мест презентаций, кроссмерчандайзингу;
- стратегический план работы с поставщиками, позволяющий наиболее эффективно выстраивать долгосрочные отношения с максимально интересными торговыми условиями;
- систему отчетности и оперативного контроля по всем направлениям деятельности магазина или сети, позволяющую в легкой и понятной форме работать с массивами данных. Кроме этого, разрабатывается система штрафов и поощрений по поддержанию работы системы;
- заключения по персоналу с описанием персональных качеств, компетентности, навыков. Составление планов развития карьеры сотрудников;
- рекомендации по продвижению и прямой рекламе торговых точек.
Практика аудита
Приведем один из успешных примеров использования розничного аудита, проведенного компанией «Розничные решения».
Дано: мультибрендовые магазины (расположены в Москве – в «Меге-3» и на Арбате).
Цель: увеличить чистую прибыль розничной части бизнеса, увеличить выручку по сравнению с прошлым годом, построить внутреннюю систему отчетности, разработать систему мотивации и аттестации продавцов, изменить внешний вид магазинов до интуитивно-понятного, сделать перепланировку торгового оборудования.
Что было сделано?
Для начала была проведена работа со складскими отчетами и предзаказными формами, прошло собеседование с байером, чтобы выявить принципы, которые он использует, делая предзаказ, нормативы работы с текущим складом, произведен осмотр существующей базы наработок и выстроены логистические цепочки.
Потом была оптимизирована самописная аналитическая система и проведена совместная подготовка «коробочного» продукта для дальнейшей продажи операторам розничной торговли и интернет-магазинам.
После этого пришла очередь торгового персонала – аттестация, разработка мотивации, направленной на личные продажи, создание карьерных планов сотрудников и тренинги. Для административного персонала было составлено расписание обязательных процедур в течение рабочего дня.
Затем были сделаны изменения в самом магазине – изменился интерьер примерочных комнат, выделили наиболее продающие и мертвые места, убрали малоликвидный товар, было установлено дополнительное оборудование, сделано более эффективное представление силуэтов-бестселлеров, аксессуары выделили в отдельную зону.
Все изменения были поддержаны маркетинговым планом.
В итоге продажи в целом по комплексу по сравнению с предыдущим годом выросли на 43% (на Арбате), продажи аксессуаров выросли на 80% - за счет того, что им выделили отдельное место и выстроили внутреннюю навигацию. Затраты на дополнительное оборудование, составившие около 60 000 руб., окупились меньше чем за два месяца. Средний чек вырос с 1450 руб. до 1790 руб. Коэффициент захвата витрины (количество вошедших в магазин по отношению к числу посетителей торгового центра) увеличился на 17%.
greenlace@yandex.ru
Пожалуйста оцените статью |