Многие руководители полагают, что, обеспечив достойную зарплату и хорошие условия работы, потенциальные сотрудники сами придут на работу, и каждый из них станет отличным продавцом. К сожалению, это не так: соискатели приходят неохотно, и в большинстве случаев никто из них не подходит на должность продавца. Поэтому подбор персонала требует профессионального подхода. Эксперт SR в области управления и развития fashion-бизнеса Мария Герасименко рассказывает об алгоритме подбора сотрудников и о нестандартных методах поиска и собеседования кандидатов.
генеральный директор компании Fashion Advisers и первой онлайн-школы для fashion-бизнеса Fashion Advisers School, эксперт в области управления и развития бизнеса, бизнес-тренер. Опыт управления fashion-бизнесом - более 12 лет. Успешно защитила 2 диссертации MBA (МВШБ «Мирби», Россия, Москва, 2013 г.) и London Metropolitan University (Великобритания, Лондон, 2017 г.)
Основные направления деятельности: стратегическое и антикризисное управление обувным бизнесом, управление ассортиментной матрицей, разработка программ мотивации, проведение тренингов в области управления, сервиса и продаж. Среди клиентов: «Юничел», Tamaris, s’Oliver, «Котофей», Rieker, Sinta Gamma, Helly Hansen, Rusocks и другие.
Основная причина низкого притока соискателей — жесткая конкуренция работодателей за достойные кадры. В настоящее время выбор делают не работодатели, а соискатели. Сегодня, в среднем, на одну вакансию продавца приходится 1,89 кандидатов. А срок подбора сотрудников вырос с 9 до 57 дней. Не удивительно, что в таких условиях миссия подбора хорошего продавца кажется почти невыполнимой. Что же делать в такой ситуации?
Прежде чем приступить к подбору – сравните ваши условия с конкурентами. Если ваша компания менее привлекательна для кандидатов, чем компания вашего конкурента – пересмотрите условия работы, и уже затем приступайте к поиску будущих продавцов.
Факторы, которые необходимо учитывать: ценности компании, график работы, местоположение, отношение компании к переработкам, нематериальные преимущества и финансовые условия.
На основе этих факторов сформируйте портрет сотрудника. Портрет включает в себя такие аспекты, как ценности сотрудника, ожидания от работы, навыки, половозрастные характеристики, опыт работы и личностные качества.
Проработка ценностей компании и портрета сотрудников станет хорошей основой для составления вакансии.
«Скелет» вакансии:
1. О компании. Составьте короткое и запоминающееся описание компании. Желательно уложиться в одно предложение. Потенциальные кандидаты должны понимать, кто вы и чем занимаетесь.
2. Должность. Укажите должность и причину поиска нового сотрудника.
3. Преимущества. Назовите потенциальным кандидатам ощутимые причины, по которым ваше предложение лучше других.
4. Возможности. Повысьте интерес к своей вакансии, продемонстрировав возможности, которые она открывает.
5. Обязанности. Четко обозначьте функционал, который необходимо выполнять на должности.
6. Требования. Сообщите, какие ожидания вы предъявляете к будущему сотруднику.
7. Условия. Подробно расскажите какие условия работы вы предлагаете.
8. Срок приема откликов. Обязательно укажите его и создайте ощущение срочности, побудите соискателей отправить резюме до наступления конкретной даты.
9. Призыв к действию. Укажите, какие действия необходимо предпринять кандидату, чтобы отправить отклик, укажите прямые контакты ответственного за подбор сотрудника.
При написании вакансии старайтесь избегать сухих и официальных формулировок. Покажите, что ваша компания современная и яркая. Это привлечет представителей поколений Y и Z, которые сейчас ищут работу. Помните, что они выросли в мире социальных сетей и смартфонов, а не в очереди за дефицитным товаром.
Еще один частый вопрос, которым задаются работодатели: какую зарплату указывать, если она зависит от выполнения плана и достижения? Напишите среднюю зарплату, что не создаст лишних иллюзий и, при этом, не отпугнет базовой низкой ставкой. Главное – не пишите «по договоренности»: отсутствие четко указанной зарплаты еще никого не побудило поскорее отправить резюме.
Методы поиска сотрудников
Начнем с привычного многим предпринимателям и потерявшего свою актуальность – пассивного поиска персонала.
Пассивный поиск – это значит, что вы размещаете объявление на сайтах по поиску работы, не прилагаете никаких усилий и просто ждете откликов. Метод, в целом, вполне рабочий, только так вы будете ждать откликов очень долго.
Активный поиск – это когда вы оплачиваете на сайте по поиску работы доступ к контактам, берете телефон и начинаете обзванивать соискателей лично. Сегодня все чаще кандидаты размещают свои резюме и ждут приглашения, избегая откликов и самостоятельных звонков. Обычно хорошие продавцы уже где-то работают, а если они начинают поиски новой работы, то делают это анонимно и неспешно.
ВАЖНО! Прежде чем звонить, подготовьтесь. Нужно подготовить речь, чтобы презентовать ваш бренд, заинтересовать соискателя и довести его до этапа «Собеседование».
Собеседование или массовый подбор?
Когда мы говорим о собеседовании, обычно руководители представляют себе его как личную встречу с потенциальным работником. А что, если отойти от этой идеи, и использовать другой подход?
Сделайте смелый шаг — пригласите одновременно 10 кандидатов на одну должность, предварительно не предупреждая их об этом. На мой взгляд, отличный способ найти драгоценные камни в стоге сена. Кроме того, это придаст вашей компании статус востребованной среди кандидатов, что увеличит ваши шансы найти наилучшего кандидата.
Итак, наступает день интервью. Вы пригласили несколько кандидатов на одно и то же время и с нетерпением ждете их прихода. Когда будущие акулы продаж приходят, они удивляются, увидев всех людей, и спрашивают: «У всех ли собеседование на 13.00?»
Кто-то, услышав ответ, может растеряться, но сохранит самообладание и будет ждать начала. Другие могут отреагировать негативно и уйти. Те, кто уйдет – не ваши сотрудники.
План проведения массового собеседования:
1. Выразить благодарность присутствующим.
2. Представиться, сообщить имя и должность, а также сказать несколько слов о своей карьере в компании и достижениях.
3. Изложить протокол: продолжительность встречи, порядок действий, как будут развиваться события.
4. Продать возможность работать в вашей компании. Не забывайте, что вы боретесь за сотрудников с федеральными и даже мировыми брендами. Расскажите потенциальным кандидатам, почему им нужно выбрать именно вас. Ваша речь должна быть настолько эффектной и убедительной, что каждый потенциальный сотрудник понял бы, что работа в вашей компании открывает преимущества и большие возможности.
Расскажите, почему вы открыли вакансию, перечислите качества, которыми должен обладать потенциальный кандидат на вакансию, опишите условия работы и покажите, что работать в вашей компании выгодно и интересно.
Процесс массового подбора состоит из трех этапов:
В анкете должны быть 10-15 критериев, на которые обычно опираются соискатели при выборе вакансии.
При подборе новых сотрудников бывает трудно выяснить, какие критерии они учитывают при поиске работы. Чтобы внести ясность, раздайте каждому кандидату анкету, в которой ему надо написать свое полное имя и выбрать три ключевых пункта, которые для него являются основными.
Задавание вопросов: 30 секунд о себе
Эффективный способ быстро получить представление о качествах соискателей – попросить каждого рассказать о себе за 30 секунд. Дайте им возможность говорить о себе все, что угодно, и поставьте таймер, чтобы засечь время. Пусть кандидаты сами решают, в какой очередности они будут представлять себя.
Как показывает практика, первыми себя презентуют самые амбициозные и активные продавцы. Будьте готовы к тому, что одни докладчики не успеют закончить презентацию за 30 секунд, а другие могут уложиться в 10. Важно качество презентации, а не ее продолжительность. Для успеха необходимо уметь продемонстрировать желаемые черты (которые были названы вами в начале встречи).
Задавание вопросов: 3 вопроса на засыпку
Подготовьте вопросы на свое усмотрение, например:
· Что вы считаете своим самым большим достижением?
Желательно, чтобы ответ кандидата был связан с комплексностью чека, суммой или же клиентоориентированностью.
· Что для вас продажа?
Идеального ответа на этот вопрос нет. Среди подходящих: «Денежный результат», «Выявлять потребность, работать с возражениями», «Сделать клиента счастливее».
· Три плюса и три минуса работы продавцом.
На этот вопрос обычно отвечают: «Возможность взаимодействовать с покупателями» или «Можно хорошо зарабатывать». Среди минусов обычно: «Приходится долго стоять на ногах», «Работа во внеурочное время» и «Иногда приходится иметь дело со сложными клиентами».
Чтобы избежать путаницы при оценке ответов, ставьте отметки в анкетах респондентов.
Переходим к заключительному разделу нашего группового интервью.
1. Выразите всем благодарность за ответы.
2. Удалитесь в отдельную комнату и выберите счастливчиков, которые перейдут на следующий этап.
3. Публично объявите тех, кому удалось пройти на следующий этап по результатам массового интервью.
4. Чтобы разрядить обстановку и завершить собеседование на приятной ноте, подарите мини-подарки от вашей компании.
Как правильно делать выводы после проведения массового собеседования?
В первую очередь, сосредоточьтесь на самопрезентации (30 секунд о кандидате), затем перейдите к анкетированию (насколько совместимы их ценности с вашими) и, наконец, оцените три ответа (какой тип мышления у человека).
Пожалуйста оцените статью |