Пандемия изменила поведение потребителей и заставила ритейл снижать издержки офлайн-розницы. Сегодня покупатель меньше времени проводит в магазине, чаще выбирает проверенные бренды, быстрее принимает решение о покупке. С другой стороны, в магазинах есть тенденция к сокращению количества торгового персонала. Все это делает важным качественное представление товара, в котором ключевую роль играет освещение. В этой статье – рекомендации эксперта SR по световым решениям в fashion-ритейле Натальи Фроловой о новых подходах к освещению магазина.
эксперт по освещению в обувном и fashion-ритейле.
Не секрет, что практически весь ритейл сегодня перешел или переходит на светодиодное освещение благодаря его исключительным преимуществам. Напомним, основные из них - это долгий срок службы и высокая эффективность источника света, учитывая его компактные размеры.
В процессе перехода ритейла на светодиодное оборудование начали формироваться и новые подходы к освещению, что обусловлено новыми возможностями, которые появляются в процессе эволюции светодиодных приборов. Об этих возможностях мы сегодня и поговорим в контексте обувного ритейла.
Новые подходы к освещению, а также более эффективные источники света сегодня предоставляют дизайнеру инструменты для решения сложных задач и постоянно меняющихся требований мира розничной торговли и растущей стоимости энергии.
Давайте рассмотрим несколько вариантов освещения для разных ценовых категорий обувных магазинов.
Премиум:
Прожекторы на шинопроводе, акцент на детали, высокая цветопередача
Классический подход, часто используемый в магазинах премиальных марок – расстановка светодиодных шинопроводных прожекторов или встраиваемых карданных приборов в геометрическом порядке, с учетом расстановки мебели:
Для премиальных марок очень важно, чтобы при внешнем сдержанном формфакторе прибора, он давал очень качественный свет: фактура кожи, цветовые нюансы коллекций должны полностью передаваться покупателю и выглядеть «вкусно».
Подобная классическая схема распределения света основана на принципе акцентного освещения. Каждый светильник (или их группа) позволяет привлечь внимание покупателей к товару. При этом, направленным светом можно выделять зоны магазина: подиум, витрину, пристеночное пространство, кассовую зону и т.д. Атмосфера такого магазина часто ассоциируется с музеем, а бренд таким образом подчеркивает свою уникальность.
Акцент при выборе светотехнического оборудования делается на качестве светодиодного модуля, входящего в состав светильника.
Массмаркет:
Линейное освещение, равномерная засветка
Для некоторых категорий магазинов не важен акцент на деталях и высокий уровень цветопередачи. Это, как правило, универмаги сегмента массмаркета, крупные сетевые дискаунтеры, аутлеты. В данном случае обычно бюджет, потраченный на открытие нового магазина, является определяющим фактором.
Навигация в таком магазине также определяется размещенными в определенном порядке стеллажами с товаром, но, в отличие от премиум-марок, выбор делается в пользу линейных подвесных светодиодных светильников. В них чаще всего используется оптика, которая дает равномерную засветку всего торгового пространства.
Нестандартная форма светового пятна:
Светильники с изменяющимся углом рассеивания
В течение последних лет на рынке светотехники появились новые приборы, благодаря инновационным разработкам и всевозможным оптическим «фишкам». Часть из них «подсмотрена» у музейных светильников, которым доверяют очень ответственное дело – идеальное освещение арт-объектов, шедевров живописи, графики и других произведений искусства. Одно из таких интересных решений - линзы, которые могут менять, сжимать или расширять пучок света, таким образом увеличивая или уменьшая площадь освещения. Например, если в новой коллекции необходимо выделить одну или несколько пар обуви, узкий пучок света будет как нельзя кстати. Нестандартные, некруглые световые пятна также находят сегодня свое применение в ритейле. С помощью овалорисующей линзы можно создавать растянутое в форме овала световое пятно, которое подходит для выделения пристеночных стеллажей. Световое пятно от овалорисующей линзы имеет ровные, мягкие края, а на стене от него не появляются «колокольчики» (Напомним: так профессионалы называют лишние световые пятна с резким краем, возникающие на стенах. Они отвлекают покупателя от товара, создают визуальный шум и ненужное освещение стены. Подробнее об этом и других ошибках в освещении торгового зала мы писали в Shoes Report №190, 2021 г.). Уменьшается визуальный шум от теней, магазин выглядит более опрятным.
Новинка - линейный двойной асимметрик
Очень технологична и эффективна последняя разработка нашей команды, которую можно применять для магазинов среднего ценового сегмента. Здесь для выделения акцентов сохраняется шинопроводный прожектор, а в качестве основного света используются шинопроводные линейные светильники с разными спецэффектами: мягкой засветкой на 90° и разделением света на две стороны (двойной асимметрик). Такая инновационная разработка позволяет одним прибором осветить, к примеру, пристенок и отдельно стоящую гандолу (стол) с товаром. А при перестановке мебели светильники тоже можно переставить на шинопровод в другую локацию.
Создается очень крутой и необычный эффект – элементы бутика или магазина, каждая зона с товаром мягко освещается, отдельный товар подчеркнут более ярко. В то же время, затраты на создание такого освещения сравнимы с бюджетом на стандартное освещение.
Пожалуйста оцените статью |