Мы снова вынуждены вести бизнес в период турбулентности и быстро подстраиваться по изменчивую реальность. Но обувному бизнесу работать все равно надо, несмотря ни на что и вопреки всем сложностям. Эксперт SR и постоянный спикер деловой программы выставки Euro Shoes Мария Герасименко дает рекомендации о том, как сохранить самообладание и управлять обувным бизнесом в эти трудные времена.
генеральный директор компании Fashion Advisers и первой онлайн-школы для fashion-бизнеса Fashion Advisers School, эксперт в области управления и развития бизнеса, бизнес-тренер. Опыт управления fashion-бизнесом - более 12 лет. Успешно защитила 2 диссертации MBA (МВШБ «Мирби», Россия, Москва, 2013 г.) и London Metropolitan University (Великобритания, Лондон, 2017 г.)
Основные направления деятельности: стратегическое и антикризисное управление обувным бизнесом, управление ассортиментной матрицей, разработка программ мотивации, проведение тренингов в области управления, сервиса и продаж. Среди клиентов: «Юничел», Tamaris, s’Oliver, «Котофей», Rieker, Sinta Gamma, Helly Hansen, Rusocks и другие.
Рост закупочных цен
Из-за роста курса валют цены у поставщиков выросли.
Как быть: увеличивать розничные цены и терять покупателей или резать маржинальность и терпеть убытки?
На самом деле есть еще один вариант.
В бизнесе есть такие два показателя эффективности: маржинальность и рентабельность.
Маржинальность – это удельный вес валовой прибыли относительно выручки, и высчитывается она по формуле:
М = (В – С)/В х 100%
где М – маржинальность, В – выручка, С – себестоимость товара. Себестоимость – это закупочная цена плюс таможенные пошлины. В некоторых случаях в себестоимость включаются транспортные расходы.
Рентабельность – это удельный вес чистой прибыли относительно выручки. Формула расчета такая:
Р = (В – ППИ-налоги)/В х 100%
где Р – рентабельность, В – выручка, ППИ – прямые и переменные издержки.
Для поддержания наших подписчиков, в наших Telegram-чатах в разделе «Файлы» мы вывесили бесплатные формы отчета P&L и модель экономического баланса магазина. Эти таблицы помогут вам увидеть экономическую ситуацию в бизнесе, как на ладони.
На мой взгляд, в текущей ситуации за маржинальность, конечно, нужно побороться. И все же помните: наиболее важный показатель – рентабельность. Ведь, как известно, главная цель бизнеса – это прибыль.
Поэтому, для того чтобы одновременно сохранить рентабельность и удержать покупателей, необходимо максимально сократить себестоимость товара, а также прямые и переменные издержки.
Что это значит в конкретных предпринимаемых шагах:
Первые два пункта могут показаться трудно реализуемыми. Делайте максимум из того, что можете. Если вы попробуете, у вас есть два варианта: получится или не получится. Если не попробуете – только один.
Следующим шагом рассчитываем, насколько нам необходимо повысить наценку, чтобы обеспечить будущую закупку ассортимента и сохранить рентабельность.
Психологическая поддержка продавцов и покупателей
Сейчас трудный период не только с политической и экономической точки зрения, но и с психологической.
У многих в зоне конфликта оказались близкие. Кто-то стал жертвой травли в соцсетях. У кого-то развился семейный конфликт на почве несовпадения политических взглядов. А кто-то накручивает себя и представляет в подробностях самые негативные варианты развития событий. На фоне этого негатива люди впадают в уныние и становятся более агрессивными.
В ваших силах им помочь. Станьте для них опорой, дайте заботу, больше говорите, уделите внимание нематериальной мотивации, дарите небольшие радости каждый день. Если в ваших магазинах есть управляющие – научите их этому.
Когда ваши продавцы спокойны и находятся хотя бы в нейтральном настроении – они передают это состояние покупателям. А люди, как известно, желают быть там, где чувствуют счастье и комфорт.
Покупателей нет, скидки не работают
Многие предприниматели говорят о том, что покупателей стало меньше, и их калачом не заманишь в магазин за покупками.
Стоит отметить, что такие комментарии и вопросы я получала и до текущих событий. Поэтому рекомендую в первую очередь не скидки делать, а определить причину происходящего.
Ответьте на вопросы:
Вариант 1: Отток клиентов наблюдается уже давно. Проблема, как правило, в том, что пока в вашем бизнесе оставалось все по-прежнему, ваши конкуренты анализировали показатели эффективности, строили воронки продаж, создавали программы лояльности, оптимизировали закупку, улучшали сервис и открывали новые каналы продаж. В результате покупатель выбрал конкурентов.
Если узнали себя – не опускайте руки, и начните делать хотя бы первые шаги в сторону улучшения.
Вариант 2: Отток начался после февральских событий. Трафик снизился, при этом конверсия в норме (для ТЦ >10-12%, для стритов показатели индивидуальны, в среднем, около >25%).
Торговые центры опустели: крупные якорные арендаторы просто закрыли свои магазины. Временно или навсегда – покажет время, а пока нам предстоит работать с упавшим трафиком. Что же делать:
1. Вести переговоры с ТЦ на предмет пересмотра арендных платежей.
2. В случае отсутствия взаимовыгодных решений – смена локации.
И помните: сейчас особенно важно держать руку на пульсе, оперативно корректировать воронки продаж, увеличивать приток трафика и стимулировать увеличение комплексности чека и повторных покупок.
Для этого предстоит серьезная работа с продвижением и укреплением лояльности.
Добавлю еще список из 21 пункта выживания в кризис:
1. Сфокусируйтесь на том, чтобы сохранить рентабельность, команду, клиентов и контрагентов. Сокращение команды или переход в другой сегмент – не лучшее решение в период турбулентности.
2. Проведите работу с командой: позаботьтесь, поднимите дух, постарайтесь сохранить штат.
3. Переходите в ручной режим управления: погружайтесь в задачи магазинов, общайтесь с командой, контролируйте.
4. Посмотрите на расходы глазами инвестора: усиливайте продуктивные и сокращайте бесполезные позиции.
5. Отрезайте лишние расходы. Экономьте в первую очередь на том, что не приносит прибыли и не влияет на качество работы.
6. Проведите работу с постоянными покупателями, идите навстречу в меру возможностей. Они – самые лояльные.
7. Для опта: если есть возможность - дайте отсрочку или скидку пострадавшим клиентам или контрагентам.
8. Держите руку на пульсе и анализируйте продажи ассортимента. Вкусы аудитории могут измениться.
9. Проверьте свои рекламные лозунги и креативы. То, что было актуально еще неделю назад, сейчас может выглядеть неуместно.
10. Рассчитайте финансовую модель в трех сценариях: худший, нормальный, лучший.
11. С помощью финансовой модели определите показатели эффективности, которые помогут влиять на деньги и прибыль.
12. Внедрите платежный календарь и регулярно его ведите, чтобы не допустить кассового разрыва.
13. Для опта: не допускайте появления и роста дебиторки.
14. Займите активную позицию: ведите переговоры с поставщиками о скидках и отсрочках (в вашу сторону), с арендодателями - о снижении аренды, с банками – о реструктуризации.
15. Избавьтесь от ненужных запасов. Можно даже по себестоимости, главная цель – получить вместо балласта живые деньги.
16. В случаях когда это возможно, предлагайте сотрудничество по бартеру.
17. Сократите личные расходы, чтобы ваши привычные траты не стали губительными для бизнеса.
18. Сократите выплату дивидендов. Кризис – не время вытаскивать деньги из компании.
19. Возьмите себя в руки. Вы - руководитель и несете ответственность за своих сотрудников. Вы - последний, кто должен паниковать.
20. Не тратьте время и энергию на вещи, на которые вы не в силах повлиять. Работайте над подвластными вам факторами.
21. Если ваша компания чувствует себя в кризис хорошо: приобретайте выгодные активы и принимайте на работу сильных специалистов, потерявших работу.
Пожалуйста оцените статью |