В 2014 году российский рынок качественных торговых центров пополнился на 1,63 млн кв. м площадей, снижение к предыдущему году составило 10 %, свидетельствуют данные компании JLL. Впервые более 35 % этого показателя составил ввод торговых центров в Москве – 602,6 тыс. кв. м, что является историческим максимумом столичного рынка и приравнивается к суммарному результату трех предыдущих лет.
В том числе в течение 4-го квартала в Москве было введено 317,5 тыс. кв. м, что в пять раз превышает показатель аналогичного периода прошлого года, а в России в целом – 800 тыс. кв. м, что на 16 % ниже квартального показателя в 2013 году. Крупнейшими торговыми центрами 2014 года в Москве стали ТРЦ «Авиапарк» (228,5 тыс. кв. м GLA) и «Вегас Крокус Сити» (112,5 тыс. кв. м), в регионах – ТЦ «Амбар» (90 тыс. кв. м) в Самаре, ТЦ «Гринвич» 4 очередь (85 тыс. кв. м) в Екатеринбурге и ТЦ «Планета» (72,9 тыс. кв. м) в Новокузнецке.
На 2015 год девелоперы заявляют более 2,6 млн кв. м новых торговых площадей в целом по России. По прогнозам экспертов JLL, реально введено будет не более 1,9 млн кв. м, однако и такой результат может стать рекордным показателем для российского рынка ретейла. В Москве анонсирован ввод около 900 тыс. кв. м, но, по оценкам JLL, на рынок выйдет около 500 тыс. кв. м. Значительную долю ввода 2015 года сформируют проекты, открытие которых было перенесено с прошлого года.
В числе крупнейших проектов 2015 года в Москве – «Кунцево Плаза» (66 тыс. кв. м), Columbus (136 тыс. кв. м), «Ривьера» (100 тыс. кв. м), MARi (70 тыс. кв. м), в регионах – ТЦ «Гудок» в Самаре (115 тыс. кв. м), ТЦ «Арена» (95 тыс. кв. м) в Барнауле и ТРК «Алмаз» (90 тыс. кв. м) в Челябинске.
По данным JLL, в 2014 году произошло снижение арендных ставок в торговых центрах Москвы до 20 %. Средняя ставка аренды варьируется в диапазоне 0,4-1,45 тыс. долл. за квадратный метр в год, максимальная – 2,4-4,5 тыс. долл. в год. На фоне ожидаемого снижения развития экономики страны в 2015 году и роста конкуренции среди новых торговых центров аналитики JLL не ожидают улучшения этих показателей. Тем не менее, спрос на успешные качественные торговые центры будет стабильным, что поддержит ставки в топовых объектах на высоком уровне.
В 4-м квартале доля вакантных площадей в московских торговых центрах осталась на уровне предыдущего квартала и составила 6 %. В успешных торговых центрах с высокой посещаемостью и конверсией доля вакантных площадей не превышает 1 %, что подтверждает их востребованность и в текущий период.
Но в связи с большим заявленным объемом ввода новых ТЦ и пересмотром ритейлерами своих портфелей брендов, закрытием убыточных точек продаж и даже ухода с рынка отдельных игроков, аналитики JLL ожидают роста общей доли свободных площадей в ТЦ Москвы до 8 % в 2015 году.
Рейтинг |