По подсчетам аналитиков Jones Lang LaSalle, в 4-м квартале 2013 года в России было введено свыше 800 тыс. кв. м торговых площадей, что является наивысшим квартальным показателем за последние семь лет.
Такой результат был достигнут преимущественно за счет небольших городов (с населением менее 1 млн человек) – они обеспечили более половины (56%) квартального ввода и около 44% годового ввода. Второе место по объему новых торговых центров, появившихся в последнем квартале года, занимает Санкт-Петербург (21%), третье – региональные города-миллионники (14%), на Москву и Подмосковье приходится 10% ввода.
«Несмотря на высокий показатель последнего квартала, в целом 2013 год не стал рекордным для рынка торговой недвижимости России. Годовой ввод торговых площадей остался на уровне предыдущих лет и составил 1,65 млн кв. м. По итогам прошлого года общий объем российского рынка торговых центров достиг 16 млн кв. м. На 2014 год девелоперы наметили ввод около 2 млн кв. м новых торговых площадей, и если все объекты будут открыты в срок, россияне получат рекордный объем нового предложения ТЦ», - говорит начальник департамента торговых площадей Jones Lang LaSalle Татьяна Ключинская.
Около трети рекорда 2014 года должно быть обеспечено московскими объектами. «После сравнительно невысокого результата прошлого года, в течение которого было всего 204 тыс. кв. м торговых площадей, столичный рынок ритейла ожидает масштабный выход новых ТЦ, - рассказывает Татьяна Ключинская. – Девелоперы заявляют немногим менее 1 млн кв. м качественной торговой недвижимости, однако, по нашим прогнозам, новое предложение составит около 600 тыс. кв. м. Но даже этот объем станет историческим максимумом рынка торговой недвижимости Москвы, и в результате объем ввода новых площадей в 2014 году превысит суммарный показатель трех предыдущих лет».
По итогам года объем рынка торговых центров российской столицы может превысить 4 млн кв. м, а обеспеченность столичных жителей торговыми площадями – достигнуть 359 кв. м на 1 тыс. жителей.
Рейтинг |