Российские обувщики готовятся к падению в 2015 году спроса на обувь на 20-40% из-за роста цен и снижения реальных доходов населения. Цены на рынке, где 90% приходится на импорт, уже в весенне-летнем сезоне вырастут на 20-25%, говорят сами ретейлеры.
В экономсегменте сокращения спроса не будет, считают специалисты, потому что у обуви ограниченный срок службы и по уровню востребованности она занимает второе место после продуктов питания. Но сильно упадут средний и дорогой сегменты, на которых обувщики зарабатывают.
«Покупатель стал более рационален, - поделился директор розничной сети Ralf Ringer Игорь Субботин. Многие покупают впрок: страхуются от будущего повышения цен», - рассказал он.
Генеральный директор Национального обувного союза Наталья Демидова затруднилась спрогнозировать падение спроса, но сообщила, что он наблюдается с 2014 года. По ее словам, в целом люди стали примерно вполовину меньше покупать не только обуви, но и других потребительских товаров, упала посещаемость торговых центров. "Есть разные оценки, некоторые ритейлеры жалуются на то, что у них пустые магазины, им приходится работать в ноль, лишь бы сохранить своего клиента», - сказала она.
Союз обувщиков оценивает годовой объем российского обувного рынка в натуральном выражении в 550-600 млн пар, а в денежном выражении - примерно в 12-20 млрд долларов / большой разброс вызван высокой долей теневого бизнеса -35-40%. Импортная обувь занимает примерно 90% рынка, а в составе отечественного производства обуви до 70% импортных комплектующих, сетует Демидова на отсутствие перспектив значительного увеличения внутреннего производства.
На фоне девальвации рубля импорт обуви в Россию в январе, по данным ФТС, упал на 44,1% по сравнению с прошлогодним январем. Причины - снижение заказов из-за ожиданий падения спроса и уход продавцов «в тень», считают в отраслевой организации. "
Изменение ситуации на рынке заставляет обувщиков принимать меры. Кто-то пересматривает инвестпрограмму, кто-то сокращает планы по открытию новых магазинов в связи с проблемой получения кредитов. Компании надеются, что во втором полугодии 2015 года ситуация улучшится, в том числе за счет отложенного спроса со стороны покупателей, отказывающих себе в покупке обуви в нынешних условиях. При изменении ситуации обувщики готовы быстро возобновить инвестирование в новые торговые точки.
«Мы надеемся, что кризис отсечет слабых. Сейчас рынок очень мало консолидирован, хотелось бы, чтобы выживали сильнейшие», - заключила Демидова из Национального обувного союза.
Рейтинг |