Анализ ассортимента: выявляем слабые звенья
26.07.2013 17183

Анализ ассортимента: выявляем слабые звенья

Как с помощью анализа ассортимента понять, какие категории товара — «слабое звено», которые постоянно создают остатки? Самый действенный способ — использовать ABC-анализ рынка, основанный на принципе Парето. Специалисты компании Clever Fashion рассказывают о том, как применить этот принцип к ассортименту обувного магазина.

(Здесь опубликована лишь часть статьи "Чтобы остатки стали сладки". Полную версию материала читайте в журнале Shoes Report № 108).

Принцип Парето гласит, что 20% усилий дают 80% результата, и в отношении к ассортименту подразумевает, что наибольшее количество прибыли (80%) приносит довольно небольшая группа товаров и клиентов (20%). Используя принцип Парето, все товарные запасы можно разделить на 3 основные категории:

А — особенно ценные товары, которые составляют 20 % запасов на складе и формируют 80 % продаж;
В — средние по ценности товары, составляющие 30 % запасов на складе и 15 % продаж;
С — наименее ценные товары: 50 % запасов на складе и 5 % — продаж.

Прежде чем применять принцип Парето к категориям товаров, проанализируйте оборот на торговой точке. Для этого необходимо разделить все параметры и ресурсы, с которыми вы сталкиваетесь при работе, на группы по степени важности и эффективности. Это особенно удобно сделать с помощью таблиц. Для их составления предпримите следующее:

· Определите значимые для своего бизнеса объекты, например, клиенты (постоянные, случайные, оптовые покупатели, те, кто ищет редкие размеры или модели и т.д.), поставщики (обувь сезонная, обувь эксклюзивная, обувь уцененная и пр.), группы и подгруппы товаров.

· Определите, по каким параметрам вы будете оценивать эффективность этих объектов для вашего магазина. Это может быть объем продаж, обеспеченный данным объектом, общий приносимый доход от объекта, средний товарный запас, количество единиц продаж на объект, количество заказов от объекта и т.д. Например, вы анализируете продажи и видите, что некая постоянная группа клиентов выкупает каждый сезон весь размерный ряд определенной обуви, другая группа — только несколько популярных моделей, а еще одна группа клиентов ориентирована на определенный бренд. Или, глядя на приносимый доход, вы видите, что от одной группы товаров прибыль в 3 раза больше, чем от другой. Составьте несколько таблиц для каждого такого объекта, и учтите в таблице все его параметры. Цифры могут удивить вас!

· Рассортируйте объекты по степени важности и прибыльности для вашего магазина. Данные таблиц помогут понять, с кем сотрудничество является более эффективным. Не забудьте проанализировать соотношение таблиц между собой — таким образом вы сможете обнаружить, что, например, некая группа клиентов каждый раз выкупает весь размерный ряд, но это приносит не самый высокий процент прибыли в силу ценовой политики. А какой-то поставщик поставляет не самые ходовые модели, но именно их гарантированно покупают постоянные клиенты: таким образом продукция этого поставщика практически не образует остатков на складе.

· Проанализировав все данные, согласовав все цифры и графики, переходите к определению приоритетных групп товаров с помощью принципа Парето.

Analiz objektov


Как именно применить принцип Парето к полученным из таблиц сведениям? Как уже было отмечено выше, группа А — это модели и размеры, которые приносят главную часть прибыли, поставщики, чья продукция расходится быстрее всего, и клиенты, которые обеспечивают большую часть оборота. Поэтому в итоговых данных объекты этой группы весьма легко заметить: это наиболее популярные модели в коллекции, самые ходовые размеры, обувь, которая больше всего отвечает спросу покупателей и поставщики, которые предлагают именно такую продукцию.

Товар группы А практически не образует остатков на складе, поэтому ищите также объекты, которые реализуются максимально быстро и полно. В общем и целом все выбранные вами товары этой группы составят не более 20% от общего количества.

Следующие по популярности товары группы В формируют в сравнительных таблицах примерно 30%. Это объекты, обеспечивающие хороший средний уровень продаж — то, что скорее всего будет распродано, но определенное количество пар может застрять на складе: босоножки задержатся на осень, а несколько пар сапог будет стоять и весной.

Товары группы С менее остальных приносят доход, зато чаще других превращаются в долговременные остатки на складе. Это, как правило, специфический товар — обувь на любителя, крайние размеры, экзотические модели. Такие товары тоже находят своего покупателя, но происходит это крайне медленно.

Как с помощью анализа ассортимента понять, какие категории товара — «слабое звено», которые постоянно создают остатки? Самый действенный способ — использовать ABC-анализ рынка,…
3.3
5
1
1
Пожалуйста оцените статью

Материалы по теме

Чек-лист fashion-байера расширит ваши возможности в формировании ассортимента для магазина обуви

В преддверии закупочного сезона главная задача байера – подготовка к формированию нового ассортимента. Если мы проходим этот этап качественно, то повышаем эффективность нашей работы, как минимум, в 2 раза, снижаем риск появления в коллекции…
02.07.2024 4453

Специфика управления обувным ассортиментом на маркетплейсах и точки роста

Один из самых актуальных вопросом для многих обувных ритейлеров сегодня – стоит ли выходить на маркетплейс или стоит подождать, а если ждать, то чего? Эксперт SR по работе с ассортиментом, аналитике и категорийному менеджменту Эмина Понятова…
11.01.2024 6226

5 моделей обуви российских брендов для Новогодней ночи

Аналитики онлайн-платформы Lamoda отмечают возросший интерес российских пользователей к праздничной одежде, обуви и аксессуарам в этом году. В ответ на запрос российские бренды обуви поспешили выпустить праздничные капсульные коллекции и предложить…
26.12.2023 6213

Что стоит учитывать при расширении ассортимента обувного магазина за счет одежды

2022 год для всех стал переломным и привнес сильные изменения во все отрасли. Поставщики, производители, рынок сырья, логистика, даже программное обеспечение и привычные средства коммуникации стали требовать нового подхода и проработки. Обсудим…
15.11.2023 5926

Как грамотно применять категорийный менеджмент при управлении ассортиментом обуви для маркетплейса

Инструмент управления ассортиментом «Категорийный менеджмент» набирает обороты, и уже почти каждый бизнесмен в fashion либо внедрил категорийное управление, либо наметил план по его внедрению. Категорийный менеджмент (КМ) - это именно тот…
26.09.2023 6444
При оформлении подписки вы будете еженедельно получать на свой e-mail новости и статьи об обувном бизнесе.

Наши партнеры

К началу