Американец итальянского происхождения Джорджио Боррузо известен своими смелыми экспериментами с формой и пластикой. Он сделал «текущие» стены и резиновые полы для офиса Fornarina. Он получил премию Top Retail Design Awards за оформление нью-йоркского магазина Fila. В США его называют самым влиятельным человеком в мире дизайна. Его творения можно описать как экспериментальные, скульптурные, обтекаемые, динамичные, сюрреалистичные, фантасмагоричные и органичные. Он часто использует необычные комбинации материалов, говоря, что торговое пространство призвано пробуждать вдохновение, интуицию и творчество, в первую очередь, у посетителей магазинов. Архитектор и театральный художник, он магазины считает театром, а торговые центры – социальной ареной. В 2010 году он оформил миланский магазин Carlo Pazolini и ответил SR на самые важные вопросы о времени, о творчестве и о себе.
– Что вам нужно для начала проекта? Энтузиазм человека, который предлагает вам оформить его магазин? Его характер? Возможность получить новый опыт? Реализовать себя с какой-то новой стороны?
– Это комбинация всех элементов. Мне нравится ретейл-дизайн, потому что это тот тип архитектуры, который связывает тебя с большой аудиторией. Для меня стало открытием, какой глубины достигает интуиция, когда ты просто наблюдаешь за людьми в торговых центрах, как они двигаются, как они показывают себя, как говорят, – это все помогает интерпретировать их мечты.
– Что такое вдохновение? Это способ выйти за пределы реальности? Это мощь и сила кирпичной кладки или легкость перышка? С чем его можно сравнить – с огнем, водой, воздухом или землей?
– Вдохновение – это сложный процесс, в котором переплетаются все элементы. Я для вдохновения всегда должен выходить за пределы сознания, и за этими пределами начинается процесс наслоения разных идей, это удивительный, почти волшебный процесс трансформации, и я никогда не могу связать вдохновение с каким-либо одним из источников.
– Какой опыт вы получили, работая с Carlo Pazolini?
– В ретейле самое важное – это коммуникация бренда с аудиторией и, в терминах архитектуры, установление связи с контекстом. Делая проект для Carlo Pazolini, я получил возможность для активного взаимодействия с городской средой Милана – через множество витрин магазин обращается напрямую к улицам, интерьер вступает в диалог с экстерьером. Здесь получилась очень живая, динамичная среда.
– В потребительском обществе все коммуникации сосредоточены в торговых центрах. Думали ли вы о том, чтобы оформлять не только отдельные магазины, но и торговые центры?
– Мы работаем с проектами любого масштаба – от лестницы до торгового центра. Этот процесс похож на моделирование в 3D-пространстве. Окружающая среда сама интуитивно помогает направлять в нужное русло пространство любого размера. Разумное использование материалов, широкие возможности интерактива со всей аудиторией и с отдельным человеком, способность генерировать эффективные решения – это все разные части одной комплексной задачи создания удобного пространства.
Шопинг-центры имеют огромное социальное значение. Люди проводят в них много времени – намного больше, чем в музеях. Торговые центры становятся новой социальной ареной. Для владельца магазина, девелопера и ретейл-дизайнера это означает гигантскую ответственность. Мы меняем окружающую среду, которая влияет на миллионы людей. Это значит, что магазин перестает быть местом финансовой транзакции, его задача в том, чтобы создавать креативную коммуникативную среду.
– Архитектура – это нечто, что меняет природу. Но вы стремитесь к гармонии. Как вы сочетаете эти противоречащие друг другу направления?
– Как архитектор я стремлюсь экспериментировать. Я бросаю вызов привычному взгляду на мир и привычному пониманию пространства, я хочу вызвать любопытство к исследованию окружающей среды и взаимодействию с ней.
С незапамятных времен человечество выбирало места для поселений и строило жилища, следуя природным линиям. Нам нужно помнить об этом. Следуя нашей истинной природе, мы не должны заключать себя в контейнеры. Наше тело задыхается в герметичной и статичной окружающей среде, человеческое общение – это всегда совокупность сложных взаимодействий, постоянно меняющихся, текучих. В торговых пространствах, как я себе это представляю, не должно быть лимита по количеству способов, которым мы можем двигаться сквозь пространство и время, мы должны получать здесь свой личный индивидуальный опыт.
– Архитектура – это искусство пространства, но не времени. Что для вас значит время? Это ресурс, капитал, течение, что-то важное или неважное?
– Я воспринимаю архитектуру как что-то, находящееся в движении. Это история, имеющая начало, середину и конец. Это пространство, в котором путешествием становится тот опыт, который вы получаете, – опыт изменений своего восприятия. Как архитектор, работающий с торговыми пространствами, я особенно сильно чувствую давление времени. Это серьезный тренинг для того, чтобы оставаться проницательным и точным. Здесь нужны выразительные идеи и решения, которые следует принимать быстро. Скорость – это очень важно. Как превратить идею в реальность, не имея роскоши остановиться и подумать над решениями, потому что возможности переделать просто нет. В этом искусство архитектора, создающего торговые проекты. Такая работа требует высокой самодисциплины.
Как на высокоскоростных ралли – малейшая ошибка выкидывает вас с пути. У вас нет времени вернуться на трек, и вы проигрываете гонку.
– Вы бы хотели получить Притцкеровскую премию?
– В нашей профессии награда – это не комплимент или приз дизайнерского сообщества (мы уже получили больше 100 международных призов). Самая большая ценность в том, чтобы увидеть нечто, принявшее форму. Увидеть эскиз построенным зданием, трехмерным материальным объектом, данным нам в осязаемых ощущениях. Все остальное, что прилагается, приятно, но это не тот драйвер, который движет творчеством.
– С каким клиентом вы бы никогда не будете работать?
– С тем, который не дает тебе ни единого шанса.
– Что доставляет вам самое большое удовольствие?
– Глядеть на моего 18-месячного сына, исследующего мир.
– Какие черты вашего характера вы считаете определяющими?
– Любопытство. Любопытство можно назвать вечным двигателем эволюции. Прислушиваясь к своему любопытству, я извлекаю из внешнего мира, все, что может приобрести новую форму в моем воображении, и эти новые формы добавляют все новые и новые кольца в цепь моей фантазии. Умные клиенты распутывают клубок моих фантазий, выбирая лучшее для себя.
– В какой эпохе вам хотелось бы жить? И какие здания строить?
– Мне нравится жить в настоящем. Мне нравится создание проекта – от рождения идеи до реализации, независимо от того, что это за проект: обувь, здание, целый район города, сценарий для фильма – меня увлекает сам процесс.
– Некоторые архитекторы создают дизайн и для обуви. Не хотите ли вы попробовать себя в новой роли?
– Туфли – это комплексный объект для дизайна. Они нуждаются в эстетической ценности и безупречном исполнении, они должны хорошо сидеть на ноге и гармонично поддерживать все тело. Это определенно серьезный вызов, а я люблю сложные задачи. Это нечто, что я готов сделать в будущем. Меня удивляет, если дизайнер говорит, что специализируется в какой-либо области. Я не верю в это. Если ты хороший дизайнер, у тебя не может быть специализации, наоборот, тебе нужно быть открытым новым идеям. Нужно смотреть на мир широко раскрытыми глазами.
– Вы космополит по своему образу жизни, легко меняете города и страны. Остаются ли человеческие привязанности?
– Да, безусловно. Если отбросить культурные и языковые различия, то на глубинном подсознательном уровне у нас у всех есть нечто общее, и мы все это чувствуем.
Сегодня мы можем найти одинаковые продукты в США, Южной Америке, Европе, Азии. Они предлагаются нам в одно и то же время, они похожи друг на друга и абсолютно равноценны. Все производство сейчас сосредоточено в одних и тех же местах. Отличаться от конкурентов можно только за счет впечатлений, которые получают покупатели в вашем магазине. Ретейлерам нужно создавать яркую и захватывающую историю вокруг своих продуктов.
После хорошего кино впечатления остаются надолго – даже после того, как вы уже вышли из кинотеатра. Так и здесь – красивая история обеспечивает ваше отличие от других.
– Есть ли у вас маленькие слабости?
– Я обожаю мотоциклы. А еще я почти маниакально внимателен к деталям. Я могу свести с ума своей придирчивостью – вы можете спросить об этом у любого, кто работает со мной.
– Что для вас важнее – быть, стать или иметь?
– Быть.
Общественное признание
За последние несколько лет Джорджио Боррузо получил более 100 архитектурных премий. Среди них были такие престижные, как:
– Премия музея Red Dot: Product Design Award (Германия, 2008, 2007)
– Премия American Architecture Awards (2007)
– Лучший дизайн интерьера (2007)
– Премия GOOD DESIGN Award (2007, 2006, 2005)
– Магазин года (2006), по версии журнала NASFM
– Дизайнер года (2005), по версии журнала DDI
– Магазин года (2004, 2005, 2006), по версии Института проектирования торговых пространств (Institute of Store Planners)
– Номинант Мировой технологической премии World Technology Awards как «инноватор в дизайне»
Для справки Джорджио Боррузо (Giorgio Borruso) родился в 1968 году в Италии, учился архитектурному искусству в Политехническом университете г. Палермо. Занимался архитектурным и промышленным дизайном в Италии, Испании и Германии. Переехав в США, открыл свою фирму Giorgio Borruso Design, которая сейчас известна своими инновационными работами. В 2000 году его офис переместился в Лос-Анджелес, а его портфель заказов пополнился контрактами с Fila, Snaidero, Fornarina и Paul Frank. Впервые привлек внимание мировой общественности в 2001 году, оформив шоу-рум Miss Sixty. Его работы выставлялись в Музее архитектуры и дизайна в Чикаго (США) и в музее Red Dot г. Эссена (Германия). Сейчас Джорджио Боррузо входит в попечительский совет журналов DDI и NASFM и в жюри конкурсов дизайна и рекламы. Он частый гость в университетах: инновации, дизайн и архитектурная теория – это его любимые темы.
Пожалуйста оцените статью |